УДК 7.03

Движение сюрреализма

Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель, аспирант Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Сюрреализм – это художественное движение, один из последних художественных авангардов 20-го века, который нашел свое выражение в литературе, изобразительном искусстве, кино, театре и философии. Оно началось в 1924 году с публикации Манифеста сюрреализма, написанного Андре Бретоном, который предложил новое эстетическое предложение, которое порывало с приматом рационального понимания, не делая различий между сном и реальностью или, например, между явью и бредом.

Ключевые слова: Андре Бретон, манифест, сюрреализм, искусство.

Сюрреалистическое искусство порывает с поиском смысла в репрезентациях. Это сюрреализм: то, что находится за пределами реального, что больше, чем реальное, потому что оно выходит за рамки рационального понимания и относится к бессознательному разуму, к воображаемому и абсурдному.

Перед лицом мира, преобразованного технологическим развитием (популяризация электрического света, фотографии, радио, наряду с различными другими изменениями в начале 20-го века) и новыми социальными и политическими отношениями, искусство также должно было порвать с традицией, с тем, что считалось искусством до этого времени. Это так называемые художественные авангарды.

Кроме того, события Первой мировой войны (1914-1918) разрушили армии, нации, а также мир искусства. Массовые смерти и огромные разрушения, вызванные этой великой и продолжительной войной, оставили след разрушений, которые глубоко затронули европейскую мысль и оказали непосредственное влияние на искусство. Сюрреализм возникает как авангардное движение в 1924 году, в период послевоенного восстановления, и приносит с собой разрыв с тем, чем же все-таки является реальность, раз так называемый реальный мир и логическое упорядочивание допустили столь широко распространенное несчастье.

Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда, отмеченная главным образом публикацией книги "Толкование сновидений" в 1900 году, приобрела большую популярность в начале века. Она стала главным источником вдохновения для сюрреалистов, поскольку дала новое символическое понимание царству онейрического, приписывая значение сновидческим образам и бессознательному разуму, то есть нерациональным процессам человеческого мозга.

Инстинкт становится новой отправной точкой для художественного производства, а мечты – частью реальности, из которой состоит мир.

Писатели-сюрреалисты отвергали любые остатки традиционных стилей, как в романе, так и в поэзии. Эстетические устремления движения подтолкнули их к освобождению языка от его утилитарной функции, предоставив слову максимально возможную свободу, как если бы оно обладало собственной жизнью. Слова освобождаются от заключения смысла.

Сюрреалистические тексты – это результат чистого и простого творческого порыва, как будто автор написал все, что пришло в голову, не заботясь о логических связях или рациональном смысле композиций. Речь идет о литературе свободной, но вовлеченной в социально-политические проблемы своего времени - ибо революционная свобода акта творчества должна вдохновлять на революцию положения дел в мире.

Используя техники коллажа, автоматического письма, анализа или описания сновидений и разрушая границы между сном и бодрствованием, между видимым и невидимым, авторы отключают рациональное прочтение литературного текста. Потоки мыслей, смешанные с онейрическими образами и газетными репортажами, нарушают линейное время, разрушают рациональные шаблоны и приводят к исследованию других человеческих качеств, которые позволяют создать новую форму существования, не скованную и оспариваемую.

Список литературы

  1. Андреева Е.Ю. Всё и Ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XXвека. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2004.
  2. Андреева Е.Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX– начала XXI века. СПб.: Азбука-Классика, 2007.
  3. Вирмо А. и О. Мэтры мирового сюрреализма / Пер.с фр. Т.Б.Евдокимова, Ф.А.Перовская, Г.В.Копелева; Отв.ред.И.Ю.Куберский. — СПб.: Академ.проект, 1996.