УДК 656.13

О методах оптимизации маршрутов движения общественного пассажирского транспорта

Кравцова Мария Алексеевна – студентка магистратуры Балтийского федерального университета им. И. Канта.

Аннотация: В данной работе рассматриваются условия и методы, необходимые для оптимизации маршрутов движения общественного пассажирского транспорта.

Ключевые слова: пассажиропоток, городской пассажирский транспорт, маршрутный транспорт, общественный транспорт, методы оптимизации пассажирских перевозок.

С ростом городов потребности людей в общественном транспорте увеличиваются, и не все поездки можно отследить вследствии популярности личного транспорта. Исходя из этого нынешняя транспортная система должна быть высоко организована для эффективного удовлетворения спроса на услуги общественного транпорта. Необходимо комплексное планирование для улучшения использования экономических ресурсов, повышения функциональности общественного транспорта. Для реального обоснования открытия новых маршрутов или изменения существующих необходимо определение текущего и будущего спроса и масштабов охвата. Поэтому требуется анализ текущего состояния и резервов для обеспечения эффективности, удобства, безопасности и экономичного обслуживания. Таким образом, спрос предлагает собой основную информацию для планирования перевозок. Прогнозирование транспортных потоков системы имеет значение и требует изучения зарактеристик

характеристик землепользования, экономики, социально-демографической информации, а так же знания планов развития региона.

Оптимизированная транспортная система, в том числе и городского общественного транспорта (ГОТ) служит важным фактором качества жизни населения и реализации социально-экономического потенциала.

Исходными материалами для транспортного проектирования служат данные натурных обследований городского движения. Системный подход в вопросах транспортного проектирования предполагает осуществление комплексного транспортного обслуживания всего города. Экономически транспортная сеть оценивается минимумом капитальных затрат К и эксплуатационных расходов Э:

К + Э → min. (1)

Из технических показателей выделяют:

  • пешеходный доступ к транспортным линиям и остановочным пунктам;
  • населенность зоны пешеходного доступа (отношение общего числа жителей города к числу населения, проживающего в зоне пешеходного доступа);
  • среднюю разрешенную максимальную скорость движения сети;
  • средний коэффициент непрямолинейности сообщений между важнейшими пассажирскими пунктами города, равный отношению расстояния поездки пассажиров между пунктами к длине воздушной линии;
  • долю трудовых передвижений с затратами времени, не превышающими, в общем числе трудовых передвижений.
  • коэффициент (отношение суммы длин всех маршрутов к сумме длин улиц и проездов, по которым проходят эти маршруты) и плотность транспортной сети [1].

Не меньшее значение при оптимизации транспортной системы планирование транзитных систем, оно может быть краткосрочным (оперативное планирование) или на среднесрочную и долгосрочную перспективу (стратегическое планирование). Обычно проектирование маршрутов городского пассажирского транспорта является краткосрочным. Оно состоит из нескольких последовательных этапов:

  • изучение спроса на поездки от остановочных пунктов в разных направлениях (в пределах города);
  • разделение на зоны;
  • проектирование маршрутов
  • определение пассажиропотока на маршруте;
  • определение графика работы;
  • определение потребного количество трансопртных средств.

Организация пассажироперевозок в пиковый период должно учитывать такие факторы как:

  • обследование и анализ формирования пассажиропотоков для построения целостной картины пассажирских потребностей и устранения недостатков, проявляющихся в критическое время;
  • рассредоточение времени начала работы предприятий и организаций, устанавливается только по принципу производительности и не рассматривается государственными органами как мера по оптимизации транспортного обслуживания;
  • совершенствование маршрутной системы и развитие улично-дорожной сети, ее благоустройство;
  • увеличение выпуска автобусов в часы пик, особенно большой и особо большой вместимости, должно быть направлено на сокращение затрат времени пассажиров на поездку и уменьшение наполнения автобусов.

 В частных случаях различия имеющегося парка автобусов и расчетной потребности применяется коэффициент дефицита автобусов:

ηдеф = Асп / Арас, (2)

 где Асп – списочное число автобусов; Арас – необходимое расчетное число автобусов.

  • развитие централизованного управления движением на маршрутах путем объединенных диспетчерских станций и автоматизированных систем управления;
  • совершенствование методов регулирования уличного движения, осуществляется обеспечением преимущества для пассажирского транспорта через ограничения для легкового и грузового транспорта, выделение специальных полос и т.д.
  • организация специальных рейсов или изменение имеющихся для конкретных предприятий;
  • использование «смещенных» рейсов, при которых автобус отклоняется от закрепленного маршрута для обслуживания более загруженных.

Во внепиковый период пассажиропоток характеризуется уменьшением или резким спадом спроса, что, в свою очередь, требует принятия специальных мер. В настоящей практике свою эффективность показывает введение гибких совмещенных, дежурных и смешанных маршрутов.

Гибкие совмещенные маршруты организуются в позднее время, как правило, не ранее 20:00, за счет изменения пути следования автобусов одного маршрута, затрагивая другой маршрут, в то время как последний прекращает свою работу.

Метод дежурных маршрутов характеризуется тем, что после вечернего часа пик некоторая часть маршрутов закрывается, а к оставшиеся передвигаются с высокой частотой.

Метод смешанных маршрутов подразумевает совместную работу в период спада спроса рациональное число больших, средних и малых автобусов [3].

В настоящее время для всех систем маршрутизированного транспорта применяют опережающее дискретное планирование распределения подвижного состава по маршрутам, из-за чего условия равенства запросов на перевозки и их удовлетворения могут быть выполнены только с в приближенном виде.

Основными характеристиками работы автобусов на маршрутах при данном методе являются частота и интервал движения. Частота движения зависит от количества автобусов, работающих на маршруте, Ам и времени оборота автобуса Тоб:

Ач = Ам / Тоб. (3)

Интервалом движения J называют время между проездом определенного пункта маршрута двумя следующими друг за другом автобусами:

J = Тоб / Ам (4)

т. е. интервал движения есть величина, обратная частоте движения.

На основании полученных данных в рамках этого метода, в конечном итоге строятся графики работы водителей и графики расписания движения автобусов, что, в совокупности с остальными данными, позволяет определить основные технико-эксплуатационные и экономические показатели [4].

Метод опережающего дискретного планирования является наиболее популярным методом оптимизации маршрутов общественного транспорта по причине своей простоты и является наиболее полным среди подобных. Постоянное изменения значений факторов оценки маршрутов приводят к созданию альтернативных методов, регулярно разрабатываются новые, ориентированные на ситуацию, в которой находится транспортная система оптимизируемого участка.

Список литературы

  1. Л.П. Кузнецова, Б.А. Семенихин Пассажирские перевозки. Учебное пособие. Юго-Зап. гос. ун-т., ЗАО «Университетская книга», Курск, 2015. 153 с.
  2. Серегин, В.И. Диспетчерское руководство движением автобусов [Текст] / В.И. Серегин, В.Е. Строганова. М.: Транспорт 1967.72 с.
  3. Ларин О.Н. Организация пассажирских перевозок [Текст]: Учебное пособие. /О.Н. Ларин. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. 104 с.
  4. Кушнарева И.В., Овчинников Н.А., Лазуренко Е.В. Повышение эффективности эксплуатации городских автобусов в г. Шахты / В сборнике: Научная весна – 2016 Материалы: Научное электронное издание. 2016. С. 72-78.

Интересная статья? Поделись ей с другими: