УДК 656.025
Малиновский Никита Андреевич – студент магистратуры Балтийского федерального университета им. И. Канта.
Аннотация: При распределении товаров от дистрибьюторов к нескольким дистрибьюторам очень важно изучить маршрут, чтобы минимизировать общие транспортные расходы и доступность товаров для каждого агента. Проблема распределения в основном состоит в том, чтобы найти лучший маршрут, чтобы минимизировать расстояние, время в пути и качество дороги. На основе критериев пройденного расстояния можно определить маршрут, который минимизирует общее расстояние, но это не лучшее решение с точки зрения времени в пути и качества дороги.
Ключевые слова: грузоперевозки, транспортная логистика, пункт отправления, пункт доставки, автомобильный транспорт.
Конкуренция в деловом мире сегодня очень высока, поэтому каждый бизнесмен пытается минимизировать операционные расходы, включая стоимость распределения товаров среди всех агентов. Одна из попыток снизить затраты на распространение товаров – это определение оптимального маршрута распространения. Как правило, основой для определения маршрута являются время и расстояние. Это также можно узнать с помощью приложения google-map или Waze. Просто оба эти приложения не учитывают спрос на товары у каждого агента и транспортную мощность используемого для доставки вида транспорта. Кроме того, время в пути и дорожные условия нечеткие, что означает, что значение является относительным и зависит от различных факторов, включая часы доставки, погоду и плотность движения. Следовательно, этот фактор размытия устраняется с помощью подхода нечетких множеств.
Между тем, определение оптимального маршрута на основе одного критерия можно решить с помощью проблемы с маршрутизацией автомобилей (Vehicle Routing Problem (VRP)). VRP можно охарактеризовать как проблему построения оптимального маршрута от дистрибьютора до дилера. VRP имеет несколько классификаций, одна из которых - проблема маршрутизации с использованием емкости для транспортных средств (CVRP), в которой каждый транспортный режим имеет ограниченную пропускную способность. Существует несколько методов заполнения CVRP, а именно точный метод и эвристический метод. Одним из эвристических методов, которые можно использовать для решения CVRP, является алгоритм Сбережения Кларка и Райта. Алгоритм Сбережения Кларка и Райта - очень популярный эвристический метод для решения задач VRP [1]. Алгоритм используется для минимизации расстояния при прохождении маршрута путем объединения двух или более маршрутов с учетом экономии расстояния, количества запросов клиентов и вместимости используемого транспортного средства. В этом исследовании применяется комбинация двух подходов к определению оптимального маршрута с несколькими целями, а именно: нечеткие множества и алгоритм экономии Кларка и Райта.
Алгоритм распределения товаров учитывает три критерия:
Проблема маршрутизации транспортных средств (VRP) была впервые представлена Данцигом и Рамзером в исследовании под названием «Проблема диспетчеризации грузовиков» в 1959 году. В своих исследованиях Данциг и Рамзер разработали формулировку математических программ и алгоритмов подхода для решения проблемы диспетчеризации бензина. С тех пор интерес к VRP вырос от группы математиков до широкого круга исследователей и практиков из различных дисциплин. [2]
VRP – это вопрос определения маршрута транспортного средства, где есть группа потребителей, которым нужен определенный продукт, и каждому потребителю известно местоположение и количество запросов. Все запросы потребителей удовлетворяются из источника с использованием нескольких транспортных средств. Цель VRP - определить наиболее оптимальный маршрут доставки для каждого транспортного средства, чтобы минимизировать общий пробег всех транспортных средств [2].
VRP можно определить как поиск решения, который включает в себя определение количества маршрутов, где каждый маршрут проходит транспортным видом, который начинается и заканчивается в его исходной станции, так что потребности/запросы всех клиентов удовлетворяются при одновременном удовлетворении. существующие операционные ограничения, в том числе за счет минимизации затрат на транспортировку по всему миру [2]. Каждого клиента можно обслуживать только на автомобиле. Это сделано, чтобы минимизировать затраты, учитывая вместимость транспортного средства за одну доставку.
При использовании VRP в реальном мире возникает множество факторов. Эти факторы влияют на появление вариаций VRP, таких как:
Capacitated Vehicle Routing Problem (CVRP) - одна из разновидностей проблемы VRP, где существуют дополнительные ограничения идентичной пропускной способности транспортного средства для посещения ряда потребителей согласно их соответствующим запросам. Проблема CVRP заключается в том, что общее количество запросов потребителей на маршруте не превышает возможности транспортного средства, обслуживающего маршрут, и каждый клиент посещается только один раз одним транспортным средством. Задача CVRP направлена на минимизацию общего расстояния, пройденного транспортными маршрутами, и минимизацию количества транспортных средств, используемых при распределении товаров от места доставки (депо) ряду потребителей.
Список литературы