УДК 656.132
Котова Елена Валерьевна – студентка магистратуры Балтийского федерального университета им. И. Канта.
Аннотация: Статья посвящена методике обследования по оптимизации маршрутной транспортной сети городского пассажирского транспорта. В статье приводится методика оптимизации маршрутов, в основе которой лежит повышение качества обслуживания пассажиров, уменьшение затрат времени пассажиров на перемещение, а также экономическая выгода для предприятия. Актуальность темы статьи определяется необходимостью увеличения показателей эффективности работы общественного транспорта.
Ключевые слова: маршрутная транспортная сеть, маршрут, остановочный пункт, маршрутное транспортное средство, пассажир.
Городской общественный пассажирский транспорт (ГОПТ) – является очень важной подсистемой городского хозяйства. От её работы зависит функционирование многих сфер деятельности города, населения, предприятий и организаций. В мировой практике развитие ГОПТ рассматривается как средство смягчения негативного влияния повсеместно растущей автомобилизации. Это обусловлено тем, что общественный транспорт обеспечивает большие пассажиропотоки на ограниченных городских территориях, а также он имеет более высокие, чем легковые автомобили, параметры безопасности движения и экологии [1].
В России сокращение целевых бюджетных инвестиций в транспортную отрасль сказалось на численности и техническом состоянии подвижного состава и привело к отмене некоторых маршрутов наземного ГОПТ, а также к увеличению интервалов движения. Можно также отметить, связанное с ухудшением технического состояния подвижного состава, снижение экологической защищенности граждан. В настоящее время сложилось критическое состояние условий движения транспорта по улично-дорожной сети крупных городов, вызванное возросшим количеством автомобильного транспорта: «пробки» и заторы на магистралях; низкие скорости передвижения; нарушение условий безопасности движения; рост количества дорожно-транспортных происшествий; высокие затраты времени на передвижение, опоздания на работу и учебу; экономические потери; нарушение нормальных условий жизнедеятельности.
Кроме общих для всех отраслей экономики проблем, существуют и в последнее время обострились проблемы, присущие именно наземному ГОПТ. Несмотря на существенные изменения социально-экономической ситуации в стране, механизм управления ГОПТ, так же, как и набор предпочтительных методов управления, не претерпели адекватных изменений, и многие решения принимаются в традиционном ключе. Действующие экономические модели характеризуются тем, что предприятия, предоставляющие услуги общественного транспорта, не проявляют гибкость и не ориентируются на потребности пассажиров, а также не учитывают то обстоятельство, что пассажиры рассматривают городской пассажирский транспорт как единый комплекс [2].
Проанализировав вышесказанное можно заключить, что актуальность рассматриваемого вопроса вызвана следующими причинами:
Исходя из этого, целью исследования является: повышение уровня комфорта и безопасности при перевозке пассажиров в автобусах наземного ГОПТ.
Следовательно, без уделения должного внимания развитию наземного ГОПТ в части повышения уровня комфорта и безопасности, представляется сложным предположить, что владельцы частного транспорта пересядут на общественный.
На рисунке 1 схематично изображена общая методика исследования.
Рисунок 1. Общая методика исследования.
Вторым этапом будет являться сбор данных о списочном подвижном составе автобусных парков рассматриваемых маршрутов.
Третьим этапом исследования было изучение наполняемости салонов автобусов и времени движения, которое должно проводиться в утренние часы зимы. В данном исследовании должны принимать участие рабочее население, студенты, пенсионеры.
В результате анализа проведённых исследований можно выявить разницу в пассажиропотоках на дублируемых маршрутах, разница в пассажировместимости ТС. Исходя из этого, для оптимизации работы маршрутов может быть предложено:
Заключительным этапом исследования является оценка экономической эффективности проведённого исследования.
Список литературы