УДК 656.132

Исследование оптимизации работы наземного городского транспорта г. Калининград

Котова Елена Валерьевна – студентка магистратуры Балтийского федерального университета им. И. Канта.

Аннотация: Статья посвящена методике обследования по оптимизации маршрутной транспортной сети городского пассажирского транспорта. В статье приводится методика оптимизации маршрутов, в основе которой лежит повышение качества обслуживания пассажиров, уменьшение затрат времени пассажиров на перемещение, а также экономическая выгода для предприятия. Актуальность темы статьи определяется необходимостью увеличения показателей эффективности работы общественного транспорта.

Ключевые слова: маршрутная транспортная сеть, маршрут, остановочный пункт, маршрутное транспортное средство, пассажир.

Городской общественный пассажирский транспорт (ГОПТ) – является очень важной подсистемой городского хозяйства. От её работы зависит функционирование многих сфер деятельности города, населения, предприятий и организаций. В мировой практике развитие ГОПТ рассматривается как средство смягчения негативного влияния повсеместно растущей автомобилизации. Это обусловлено тем, что общественный транспорт обеспечивает большие пассажиропотоки на ограниченных городских территориях, а также он имеет более высокие, чем легковые автомобили, параметры безопасности движения и экологии [1].

В России сокращение целевых бюджетных инвестиций в транспортную отрасль сказалось на численности и техническом состоянии подвижного состава и привело к отмене некоторых маршрутов наземного ГОПТ, а также к увеличению интервалов движения. Можно также отметить, связанное с ухудшением технического состояния подвижного состава, снижение экологической защищенности граждан. В настоящее время сложилось критическое состояние условий движения транспорта по улично-дорожной сети крупных городов, вызванное возросшим количеством автомобильного транспорта: «пробки» и заторы на магистралях; низкие скорости передвижения; нарушение условий безопасности движения; рост количества дорожно-транспортных происшествий; высокие затраты времени на передвижение, опоздания на работу и учебу; экономические потери; нарушение нормальных условий жизнедеятельности.

Кроме общих для всех отраслей экономики проблем, существуют и в последнее время обострились проблемы, присущие именно наземному ГОПТ. Несмотря на существенные изменения социально-экономической ситуации в стране, механизм управления ГОПТ, так же, как и набор предпочтительных методов управления, не претерпели адекватных изменений, и многие решения принимаются в традиционном ключе. Действующие экономические модели характеризуются тем, что предприятия, предоставляющие услуги общественного транспорта, не проявляют гибкость и не ориентируются на потребности пассажиров, а также не учитывают то обстоятельство, что пассажиры рассматривают городской пассажирский транспорт как единый комплекс [2].

Проанализировав вышесказанное можно заключить, что актуальность рассматриваемого вопроса вызвана следующими причинами:

  1. Высокая социально-экономическая значимость городского пассажирского общественного транспорта ГОПТ.
  2. Развитие ГОПТ как средство смягчения негативного влияния повсеместно растущей автомобилизации.
  3. Высокое загрязнение окружающей среды частным легковым транспортом.
  4. Критическое состояние условий движения транспорта по улично-дорожной сети крупных городов, вызванное стабильным ростом количества автомобильного транспорта.
  5. Низкие показатели эффективности работы наземного ГОПТ.
  6. Низкая гибкость и игнорирование потребностей пассажиров со стороны перевозочных компаний.
  7. Сокращение целевых бюджетных инвестиций в транспортную отрасль.

Исходя из этого, целью исследования является: повышение уровня комфорта и безопасности при перевозке пассажиров в автобусах наземного ГОПТ.

Следовательно, без уделения должного внимания развитию наземного ГОПТ в части повышения уровня комфорта и безопасности, представляется сложным предположить, что владельцы частного транспорта пересядут на общественный.

На рисунке 1 схематично изображена общая методика исследования.

1

Рисунок 1. Общая методика исследования.

Вторым этапом будет являться сбор данных о списочном подвижном составе автобусных парков рассматриваемых маршрутов.

Третьим этапом исследования было изучение наполняемости салонов автобусов и времени движения, которое должно проводиться в утренние часы зимы. В данном исследовании должны принимать участие рабочее население, студенты, пенсионеры.

В результате анализа проведённых исследований можно выявить разницу в пассажиропотоках на дублируемых маршрутах, разница в пассажировместимости ТС. Исходя из этого, для оптимизации работы маршрутов может быть предложено:

  1. Заменить автобусы для повышения комфорта и безопасности при перевозке, увеличить коэффициент использования пассажировместимости, а с ним и финансовые потери на.
  2. Увеличить интервал движения маршрута и время его рейса.

Заключительным этапом исследования является оценка экономической эффективности проведённого исследования.

Список литературы

  1. Гудков, В. А. Пассажирские автомобильные перевозки: учебник для вузов / В. А. Гудков и др.; под ред. В. А. Гудкова М.: Горячая линия – Телеком, 2004. – 448 с.
  2. Спирин, И. В. Перевозки пассажиров городским транспортом Текст: справочное пособие. И. В. Спирин. // М.: ИКЦ «Академкнига», 2006. – 413 с.