УДК 8

Метафора «себя» в спортивном медиадискурсе

Марисая Алёна Романовна – магистрант Филологического факультета Донецкого национального университета.

Аннотация: В данной статье рассматривается метафора «себя» в спортивной публицистики. Проведен историко-сравнительный анализ появления и использовании метафоры. На основании проведенного исследования выявлено, что метафора может быть одновременно сферой цели и сферой источником.

Ключевые слова: метафора, сфера-источник, сфера-цель, части тела, спорт.

Популярность этих жанров объясняется задачами спортивной публицистики: дать читателю необходимую информацию, предоставить анализ и обзор прошедших соревнований, матчей, игр, познакомить с интересными людьми ‒ спортсменами и тренерами.

В русскоязычном дискурсе встречаются такие жанры, которые не были зафиксированы в других дискурсах ‒ открытое письмо, популярные статьи с советами читателю, юмористические статьи. В англоязычном ‒ исторические очерки и официальный документ.

Спортивный дискурс – это разновидность медийного дискурса. В работе в качестве материала задействованы не только узкопрофильные СМИ, но и достаточно универсальные массмедиа ("Der Spiegel", "Süddeutsche Zeitung", "The New York Times", "The Washington Post", "NY Daily News", "Газета.ru"

По мнению Дж. Лакоффа, основа появления метафоры – взаимодействие сферы знания, основанного на физическом опыте и сферы, на которой фокусируются в данный момент, чтобы лучше её понять. То есть взаимодействие сферы-источника и сферы-мишени.

Так как сфера-источник основана на конкретных и базовых знаниях об окружающем мире, то она легче передаётся одним человеком другому. Часто она базируется на общекультурных ценностях, поэтому понятна каждому, что делает её очень универсальной. Сфера-мишень, наоборот, менее конкретна и неосязаема, объяснить её другому человеку намного сложнее. Метафора же, благодаря переносу качеств ("метафорической проекции") сферы-источника на сферу-мишени, делает её более определённой и общедоступной. Наиболее узнаваемые и удобные соответствия между сферами закрепились в культуре общества, стали устойчивыми. Они называются "концептуальными метафорами".

Э. Будаев отмечает, что человек больше склонен реагировать не на саму реальность, а на свое представление о ней. Это привело его к выводу, что и поведение человека больше зависит от его личных знаний о мире. А это значит, что метафорическое мышление может быть основой для человеческих действий.

Майкл Редди в своей книге «Conduit Metaphore» показал, что метафора – это не только речевая фигура, но и способ нашего восприятия мира. Такие понятия, как время, состояние, цель и многое другое чаще всего оказывается метафоричным. Вещи воспринимаются буквально, пока к ним не добавляется дополнительный смысл.

Ж. Фоконье и М. Тернер пришли к выводу, что сферы источника и цели недостаточно полно отображают суть метафорического переноса и изобрели «многопространственную модель». В их теории к уже известным двум сферам присоединяются ещё два пространства – «общее» и «бленд», где все детали смешиваются (блендируются), и зарождается новая структура. В результате стало возможным глубже анализировать метафоры, которые перенесли не одну, а несколько проекций. Например, метафора «Смерть - Старуха с косой».

Ряд учёных считает, что существует и обратное влияние сфер друг на друга, сферы могут меняться местами. Например, Ю. А Башкатова утверждает, что "тело" обычно является сферой источником.

В физиологической метафоре анатомия и физиология человека действуют как исходная сфера: это потому, что физиологические характеристики преобладают в человеческих познаниях себя и мира. Физиологическая метафора позволяет человеку визуализировать спортивную деятельность. Соотнося это с собой. [1]

Для каждого человека оно вполне понятно и определено. Но иногда для описания тела или его частей используются метафоры. Например: глаза-зеркало души, золотые руки, сердце не камень. В этих случаях "тело" становится сферой-целью. В особую группу она выделяла метафоры, которые связаны с частями тела и чувствами. Например, в таких метафорах как «бальзам на душу», «музыка для моих ушей», «разбить сердце», сферой источника Ю. А. Башкатова считает «metaself» - метафора «себя». В таком случае, она обозначает какое-либо действие или состояние человека.

 «Справиться с нервами», «взять себя в руки» - также классический пример метафоры «себя». Эти глагольно-именные выражения метафорически обозначают определённое действие – успокоиться. И сами эти выражения являются сферой-источником. Призыв спортивного игрока «Разбить Японию» тоже воспринимается метафорически. Сферой-источником здесь становится сам призыв, побуждение [2].

То есть в таких случаях через «телесную» метафору обозначаются определённые явления, события и характеристики.

Это все ментальные процедуры и структуры. Не подлежат непосредственному наблюдению. Измерять можно только при выстраивании модели, которые подтверждаются уже при помощи результатов речевой деятельности.

Список литературы

  1. Башкатова, Ю.А. Телесная метафора в английской и русской лингвокультурах / Ю.А. Башкатова // Вестник КемГУ. – 2013. – № 2 (54). – Т. 2. – С. 24–27.
  2. Будаев, Э.В. Метафора в политическом интердискурсе: монография / Э.В. Будаев, А.П. Чудинов. – Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2006. – 208 с.
  3. Лакофф Дж., Джонсон М., 1990. С. 387
  4. Шеховская Ю.А. Метафоры в англоязычном спортивном дискурсе: языковые средства выражения «MetaSelf». // Skase journal of theoretical linguistics. т. 17-2020. С. 87-101
  5. Шеховская Ю. А. Метафора "себя" (MetaSelf) в спортивном дискурсе в медийном пространстве (на материале русскоязычных, англоязычных и немецкоязычных спортивных сайтов). [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://diss.utmn.ru/sovet/diss-sovet-212-274-15/zashchita/1081745/
  6. Fauconnier G., Turner M. Mental spaces: conceptual integration networks // Cognitive linguistics: basic readings / edited by Dirk Geeraerts. Walter de Gruyter GmbH & Co. KG, 2006. P. 303-371.

Интересная статья? Поделись ей с другими: