УДК 33

Налоговое регулирование особых экономических зон

Заволокина Анастасия Руслановна – студентка Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Аннотация: Целью данной работы является рассмотрение современных тенденций в регулировании и развитии особых экономических зон в Российской Федерации. В рамках данной статьи были рассмотрены текущие изменения в законодательстве, и проанализирована общая экономическая ситуация в сфере создания и развития особых экономических зон. В результате чего, были сформированы дополнительные предложения по улучшению налогообложения данной отрасли.

Ключевые слова: налоги, налоговое регулирование, особые экономические зоны, инвестиционный климат.

Основной задачей в отношении российской экономики является улучшение инвестиционного климата. Данное условие является необходимым для стабильного экономического роста.

Благодаря хорошему инвестиционному климату в стране стимулируется приток денежных средств в национальную экономику, в развитие инновационных технологий, а в дальнейшем и увеличивает конкурентоспособность на международном рынке.

Российская Федерация уникальна в своем экономическом, политическом, географическом плане. В связи с этим на всей территории РФ действуют различные налоговые инструменты, которые могут быть применены в налогообложении инвестиционной деятельности. Важно отметить, что субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, влияющие на приток инвестиций в регионы.

Одним из инструментов для привлечения инвестиций в регион является создание ОЭЗ (Особые экономические зоны) – области, при регистрации на которых снижаются административные требования или же совсем упраздняется обязанность по уплате налогов.

В России особые экономические зоны начали развиваться с 22 июля 2005 года, когда был принят Федеральный закон № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Особые экономические зоны создаются в целях развития определённых отраслей производства, науки и т.д. Наиболее приоритетными в РФ на данный момент являются обрабатывающая отрасль, высокотехнологичная, отрасль туризма, санаторно-курортной сфера, портовая и транспортная инфраструктура, разработка технологий и коммерциализации их результатов, производство новых видов продукции. [1]

Особые экономические зоны в России неоднородны и их различия диктуются спецификой региона и ее положением на политической карте мира.

Стоит отметить, что ОЭЗ делятся на замкнутые и интеграционные. К замкнутым можно отнести обособленные территории. К таким часто относятся острова, полуострова или же в пограничных городах. Все что производят в таких зонах обычно создается с целью экспорта. Интеграционные ОЭЗ имеют разного уровня взаимосвязи с экономикой родной страны и других государств. 

С точки зрения налогообложения стоит отметить, что инвесторы особых экономических зон в РФ освобождаются от уплаты некоторых налогов на фиксированный процент или в полном объеме, что положительно сказывается на притоке денежных средств в данные регионы.

Для еще большей эффективности использования такого налогового инструмента как ОЭЗ необходимо разрешить сокращение документации, необходимой для начала реализации проектов, а также ограничить число проверок организаций, функционирующих в ОЭЗ, налоговыми и иными органами государственного контроля. Это позволит намного быстрее расширять число резидентов и наращивать объемы производства уже имеющихся.

Также важным моментом является вопрос числа налоговых инструментов, которыми могут воспользоваться резиденты ОЭЗ.

Для регулирования и контроля за правовым использованием данных льгот необходимо прописать четкую регламентацию по критериям для организаций, которые будут иметь возможность использования данных льгот. Важным вопросом для рассмотрения также может стать ослабление в части ограничений на перемещение иностранной валюты как из данных зон за рубеж, так и наоборот. Данные налоговые инструменты позволят увеличить приток непосредственно денежного капитала в страну, что в свою очередь улучшит состояние внутренней экономики РФ.

Также стоит рассмотреть вариант предоставления иностранным инвесторам национального режима, если те в свою очередь будут соблюдать определенные условия. Необходимо уравнять требования к иностранным и отечественным инвесторам, кроме случаев, прописанных в законодательстве.

Возвращаясь к вопросу об необходимости разработать уникальные комплексы налоговых инструментов для каждого типа особенных экономических зон, стоит обратить внимание, что такая мера позволит избежать неэффективного использования сил налоговых органов и позволит организациям легче ориентироваться в правовом поле и понимать какими именно льготами они могут воспользоваться.

Важным вопросом остается регламентация отношений между организациями, находящимися в поле ОЭЗ и вне ее. Такие предприятия как правило существуют в роли контрагента или организации, поставляющие сырье и комплектующие. Данный вопрос можно решить с помощью использования субсидий для организаций, приобретающие сырье и комплектующие на местном рынке или же рассмотреть вариант установления определенного процента сырья и материалов, которые должны приобретаться на местном рынке. [4]

Список литературы

  1. Федеральный закон № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
  2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 17.02.2021).
  3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 20.04.2021)..
  4. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации.