УДК 33

Основные проблемы осуществления стратегии диверсификации ВПК в России

Доров Давид Константинович – студент факультета Международной школы бизнеса и мировой экономики Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.

Аннотация: Несмотря на успешные статистические показатели, реализация диверсификации ВПК несет неблагоприятные финансовые последствия для большого числа российских предприятий. В работе рассмотрены основные проблемы реализации диверсификации ВПК в России, проанализированы основные способы осуществления программы.

Ключевые слова: диверсификация, военно-промышленный комплекс, рынки сбыта, гражданская продукция, предприятие, стратегия.

В 2016 году на совещании в Туле Президент Российской Федерации поставил задачу увеличить долю гражданской продукции, выпускаемой предприятиями оборонно-промышленного комплекса не менее 17% к 2020 году, 30% к 2025 году и 50% к 2030. Обусловлено данное решение необходимостью успешного функционирования предприятий, столкнувшихся со снижением гособоронзаказа.

Следует отметить, что данные показатели выполняются с опережением: показателя в 17% удалось добиться еще в 2017 году [1]; к началу 2020 года, согласно внутренним данным Минпромторга показатель составил порядка 20%.

При анализе экономической целесообразности предприятий ВПК следует учитывать фактор особенности спецификации, выпускаемой ими продукции: многие из предприятий, созданных еще в советское время создавались для выпуска узконаправленной военной продукции, единственным потребителем которой является государство.

С переходом к рыночной экономике оборонно-промышленный комплекс, некогда являвшийся одним из самых наукоемких и высокотехнологичных секторов экономики столкнулся с резким сокращениям субсидий, сокращением гособоронзаказа и, как следствие, сокращению производственного потенциала либо банкротству [2].

Как следствие, большинство из действующих предприятий, число которых составляет порядка 160, находятся в затруднительном финансовом положении. А учитывая то, что ряд этих предприятий являются градообразующими и общее число граждан, занятых в сфере оборонной промышленности составляет 2,5-3 млн человек, интенсивная программа диверсификации без должной поддержки предприятий может привести к негативным социально-экономическим последствиям.

На данный момент относительно успешно программу увеличения доли гражданской продукции в общем выпуске реализуют в первую очередь крупные концерны.

Такие компании, как Концерн «Калашников», «Ижевский механический завод», Концерн «Радиоэлектронные технологии» успешно увеличивают долю гражданской продукции, в первую очередь за счет высоких производственных мощностей и возможности реализовывать продукцию, которая находит спрос у гражданского потребителя, в частности, гражданское и спортивное оружие, патроны и различные опознавательные системы.

Однако, узкоспециализированные предприятия, которые не обладают достаточными производственными мощностями, техникой и наукоемкостью в производстве, и производящую специализированную продукцию, невостребованную на частном рынке сталкиваются со сложностями при проведении диверсификации. Самостоятельно переориентироваться на выпуск иной продукции они не способны из-за недостатка капитала для смены производственного оборудования, создавать на текущем оборудовании востребованную на частном рынке продукцию они не способны. А в условиях снижения доли гособорозаказа они реализовывают меньше продукции и в рамках ВПК, как следствие большое количество компаний находится под угрозой ликвидации.

В рамках поддержки государством ВПК в первую очередь существует программа льготного кредитования [3]. Однако, проблема заключается в том, что большинство предприятий уже находятся в затруднительном финансовом положении, и выдача льготных кредитов на осуществление диверсификации не даст должных результатов без финансовой устойчивости и наличия стабильных рынков сбыта.

Одним из возможных выходов из ситуации может быть консолидация предприятий в концерны, холдинги и объединения. Объединение предприятий в единый концерн будет способствовать интеграции научно-технических возможностей, рынку сбыта продукции, а также единому плану развития и модернизации предприятий. Как единичный элемент организации ВПК будут сталкиваться с похожими проблемами при выходе на рынок, указанными выше, однако объединение компаний способно решить часть данных проблем.

Также следует отметить, что данная политика даст больше целесообразности программе льготного кредитования: находясь в рамках единого экономического организма и имея рынки сбыта продукции, а как следствие, стимулирование к модернизации и диверсификации продукции, в интересах предприятия будет воспользоваться данной программой с целью увеличения выпуска гражданской продукции.

Список литературы

  1. Мантуров: доля гражданской продукции на предприятиях ОПК достигла 17%. [Электронный ресурс] https://tass.ru. – Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/4710180 (дата обращения: 18.06.2021).
  2. Зверев Ю.М. Жизнь после гособоронзаказа. // Госбезопасность союза. -2019.
  3. Сайт Правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://government.ru/docs/32372/ (дата обращения: 18.06.2021).