УДК 330

Свободные экономические зоны: сущность, возможности

Молчанова Елизавета Александровна – магистр Башкирского государственного университета.

Аннотация: В статье содержится основная информация, раскрывающая сущность свободных экономических зон. Изложены правовые аспекты регулирования свободных экономических зон государством. Статья содержит основные факторы успешного развития свободных экономических зон. Рассмотрены перспективы развития государства за счёт стремительного роста СЭЗ.

Ключевые слова: сводная экономическая зона, особая экономическая зона, правовое регулирование, возможности, формирование.

В статье рассмотрено, что создание свободных экономических зон даёт качественный скачок роста для экономики стран. Новизна исследования заключается в комплексном рассмотрении причин дальнейшего развития свободных экономических зон на территории Российской Федерации, поскольку приведённые количественные характеристики играют особую роль в эффективности функционирования особых экономических зон на территории государства.

Создание первых свободных экономических зон, дошедших до сегодняшнего дня под разными наименованиями (XII-XIII в. в.) было не случайным, а с целью развития международной торговли. Первоначально их прообразом стали свободные порты. Положительные результаты создания таких портов, дали отклик, и, как следствие, распространение по миру. Однако даже при более детальном рассмотрении этапа начала зарождения свободных экономических зон, затруднительно дать полный ответ на вопрос, когда и где возникли первые СЭЗ, которые отвечают требованиям современной экономики, политики, необходимого повышения эффективности внешнеэкономической деятельности государств.

Современная понятийная нагрузка СЭЗ заключается в следующем. Свободная экономическая зона – ограниченная территория в регионах с особым правовым статусом по отношению к оставшейся территории государства, на которой закреплены льготные условия хозяйствования, как для отечественных, так и для иностранных резидентов.

Общемировая практика формирования и развития СЭЗ прошла длительные стадии изменений и преобразований. Но бесспорно современные свободные экономические зоны находятся на дифференциальных уровнях становления и развития. Объясняется это следующим: в основе создания свободной экономической зоны находятся достигнутые экономический, культурный, образовательный уровни, природно-климатические условия, географическое положение, более характерные для различных государств. Поэтому значительному количеству свободных экономических зон, сформированных в отдельных государствах, требуется подпитка ресурсами: финансовыми, трудовыми и т.д.

В настоящее время эффективность деятельности СЭЗ на любой государственной территории зависит от здравой политики самого государства, а именно в вопросах, касающихся предоставления льгот, уровня конкурентоспособности национальной экономики страны, результативного и эффективного состязательного процесса между экономическими зонами, усовершенствования рыночной инфраструктуры и т.д.

СЭЗ имеют уникальные права, например: налоговые льготы и упорядоченные таможенные процедуры, благоприятные правила предоставления в пользование земельных участков, разрешений и лицензий, упрощение административных процедур и инфраструктурная поддержка. Последнее особенно актуально для развивающихся стран, поскольку базовая инфраструктура для развития бизнеса за пределами зон может быть слабо развита.

Характерной чертой регулирования различных видов СЭЗ являются торговые правила, создание положительного инвестиционного климата и привлечение инвестиций, постановление нормативов, правил осуществления иностранных инвестиций, общий налоговый режим, нормативное регулирование в области окружающей среды и трудовых прав.

Ключевым элементом регуляторного режима свободных экономических зон являются законы об их регулировании, осуществляющиеся посредством исполнительных указов. Законы регулируют особенности формирования и функционирования СЭЗ, определяют права и обязанности органов управления, резидентов СЭЗ.

Так, около 115 стран мира приняли около 127 законов о СЭЗ; чаще используются в развивающихся странах. В странах Латинской Америки и Карибского бассейна было принято 27 законов, в странах Азии и Океании 29, в африканских странах 37. Страны с переходной экономикой регулируют свободные экономические зоны через законы о СЭЗ. Более того, 62% всех наименее развитых стран имеют законы о СЭЗ. Что касается развитых стран, законодательство встречается редко и связано прежде с таможенными правилами и государственной помощью. [2]

Согласно данным Министерства экономического развития Российской Федерации на территории нашей страны действует 42 СЭЗ, созданные в соответствии с законами о СЭЗ. Федеральный закон от 22.07.2005 №116-ФЗ 

«Об особых экономических зонах в Российской Федерации» является общей правовой основой для создания и функционирования четырёх основных типов свободных экономических зон:

  • промышленно-производственная (ОЭЗ ППТ "Алабуга", ОЭЗ ППТ "Липецк", ОЭЗ ППТ "Титановая долина", ОЭЗ ППТ "Тольятти" и др.);
  • технико-внедренческая (ОЭЗ ТВТ "Санкт-Петербург", ОЭЗ ТВТ "Иннополис", ОЭЗ ТВТ "Дубна" и др.);
  • туристско-рекреационная (ОЭЗ ТРТ "Байкальская гавань", ОЭЗ ТРТ "Завидово", ОЭЗ ТРТ "Ворота Байкала" и др.);
  • портовая (ПОЭЗ «Ульяновск», ПОЭЗ «Оля»).

Созданные ФЗ направлены на развитие целевых секторов и отраслей. Они предполагают налоговые льготы, например, налоговые каникулы на определённый период либо применение пониженной налоговой ставки; специальный таможенный режим, отменяющий или снижающий тарифы на товары, машины и установки, привозимые в СЭЗ; правила упрощения инвестиций, например, упорядочение процедуры регистрации; защита инвестиций, к примеру, собственность инвесторов, трудящихся в СЭЗ, не может быть национализирована; льготное землепользование – постоянное либо временное освобождение от уплаты аренды; предоставление инфраструктуры – государство может снабжать зоны топливом, электричеством, водой, телекоммуникационными услугами; обеспечение социальной инфраструктурой: учебными заведениями, больницами, базами отдыха.

По состоянию на 1 января 2020 года, количественная характеристика основных показателей эффективности функционирования СЭЗ в Российской федерации, следующая:

  • на территориях СЭЗ зарегистрировано 778 резидентов, из них около 145 с участием иностранных инвесторов (41 страна – инвестор);
  • за указанный период резидентами создано около 38 тыс. рабочих мест;
  • на территориях СЭЗ резидентами осуществлено инвестиций (капитальных вложений), в соответствии с соглашениями о реализации деятельности, на сумму 450 млрд. руб.;
  • объём налогов, страховых взносов и таможенных платежей, уплаченных резидентами СЭЗ за период с начала функционирования всех свободных экономических зон, достиг суммы более 211 млрд. руб. [1]

Опираясь на данные выше, следует подчеркнуть, что развитие свободных экономических зон создаёт благоприятный социально-экономический эффект, является источником дополнительных денежных средств. Такое положительное значение для нашего государства выразим следующим образом:

  • формирование новой модели пространственного развития, на базе создания так называемых кластерных центров расселения;
  • введение передовых технологий на уровне отдельных регионов и создание системы двигателя прогрессов социально-экономического развития на местах;
  • мобилизация дополнительных инвестиций в региональную экономику, создание условий для модернизации промышленного производства в субъектах страны;
  • приобретение возможности для внедрения и эксплуатации передовых инновационных технологий в сферах экономики;
  • приумножение опыта международного общения, рост открытости экономики страны;
  • формирование нового поколения кадров различных профессий;
  • повышение конкурентоспособности производимой продукции, следовательно, выход на новые рынки.

Список литературы

  1. Иванов Г.Г., Орлов С.Л. Особые экономические территории в России – Москва: Дашков и К, 2019. – 252 с.
  2. Сапир Е.В., Карачев И.А. Специальные экономические зоны в мировой экономике – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 149с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: