УДК 33

Анализ современного состояния рынка производства снековой продукции в Казахстане

Синявский Юрий Александрович – доктор биологических наук, профессор, вице-президент ТОО “ОО Казахская академия питания”.

Туйгунов Диляр Нурдунович – научный сотрудник ТОО “ОО Казахская академия питания”.

Сарсембаев Хусейн Самир – научный сотрудник ТОО “Казахский научно-исследовательский институт перерабатывающей и пищевой промышленности”.

Бармак Сабырхан Мухитулы – научный сотрудник ТОО “Казахский научно-исследовательский институт перерабатывающей и пищевой промышленности”.

Редько Владислав Андреевич – младший научный сотрудник ТОО “Казахский научно-исследовательский институт перерабатывающей и пищевой промышленности”.

Аннотация: Ассортимент снековой продукции включает довольно большое количество категорий товаров. В последнее время все больше исследований посвящается анализу конъюнктуры рынка снековой продукции. Это объясняется расширением рынка и повышением к нему научно-практического интереса. Снековая продукция, а именно категория несладких снеков, является одним из перспективных сегментов рынка продуктов быстрого питания в Казахстане, демонстрирующего на протяжении последних лет высокие показатели роста.

Цель исследования: проведение анализа потребления снеков населением Республики Казахстан, а также оценка современного состояния производства снековой продукции в Казахстане.

Результаты исследования: Проведен обзор научно-технической литературы состояния производства снековой продукции в Казахстане.

Характер питания современного населения вполне можно отнести к самым значимым проблемам XXI века. Одним из эффективных способов нормализации пищевого статуса человека является создание новых, нетрадиционных функциональных продуктов массового потребления, способствующих восполнению дефицита полноценного белка, витаминов, минеральных веществ и пищевых волокон в ежедневном рационе [1-2].

В системе рационального и сбалансированного питания человеку требуется два-три перекуса в течение дня между основными приемами пищи. Каждый прием пищи должен иметь индивидуальное сочетание белков, жиров, углеводов, клетчатки с заданными параметрами калорийности и антиоксидантной активности [3-5]. Динамичная жизнь современного общества предполагает использование в дополнение к рациону таких продуктов, как снеки. Сегмент снеков является одним из наиболее перспективных на рынке быстрого питания. Этот рынок представлен продуктами, которые можно употреблять как в качестве перекуса, так и в виде закусок к различным напиткам или ингредиенты для салатов. Снеки рассчитаны на больший срок хранения и привлекательнее, чем готовые продукты [6, 7].

На сегодняшний день структура рынка снеков и разнообразных закусок – это довольно большое количество категорий товаров. Многие отечественные и зарубежные производители заинтересованы в постоянном росте продаж своей продукции. И по мере роста числа конкурентов конкуренция также растет среди существующих производителей – в первую очередь за счет расширения ассортимента и нестандартных подходов к продвижению своих товаров.

Быстро растущие категории на рынке снеков объединяют общую тенденцию – увеличение производственных мощностей, что также подтверждает желание потребителей потреблять большое количество закусок. Это означает, что рынок может продолжать рост и развитие [8].

В последние годы исследованию конъюнктуры рынка снековой продукции посвящается все больше публикаций в научных и периодических специализированных изданиях, что объясняется расширением рынка и повышением к нему научно- практического интереса [9]. Зарубежные аналитические издания уделяют мониторингу рынков снековой продукции большое внимание, давая обоснованную оценку конъюнктуры по продукту, производителям, группам потребителей, территориям. Материалы представленных исследований характеризуют текущее положение, влияние на потребителя и перспективы роста снековых рынков Европы, США и других стран мира [10-12].

Рынок снеков, а именно несладких снеков, является одним из перспективных сегментов рынка продуктов быстрого питания в Казахстане, демонстрирующего на протяжении последних лет высокие показатели роста. Стоит отметить, что в рецептуры снековых продуктов традиционно включают значительные количества жировых продуктов и соли, что негативно сказывается на здоровье потребителей [13].

Из-за большого процента употребляемости снековой продукции здоровье населения значительно ухудшается. На сегодняшний день продукты могут вызвать приступы бронхиальной астмы, у детей развивается агрессия, у взрослого населения развивается синдром хронической усталости. От употребления чипсов увеличиваются риски возникновения раковых опухолей, которые связаны с вредными веществами – канцерогенами. При употреблении сухариков в большом количестве может вызываться рвота, так как различные вкусовые добавки – токсичны и очень раздражают желудок [14].

Аналитики отмечают рост динамики потребления снековой продукции в отдельных категориях, переориентацию потребителя на более здоровую, органическую продукцию и изменение структуры каналов продвижения с учетом распространения информационных технологий. Учитывая вышеизложенное, разработка функциональных продуктов питания нового поколения – композитных снеков на основе молочного, злакового и плодоовощного сырья является инновационным направлением в пищевой промышленности, имеющим чрезвычайно важное практическое значение и социальную эффективность [15].

Особенности конъюнктуры и развитие рынка снеков в Казахстане

Современный темп жизни и изменения в культуре потребления различных товаров способствуют созданию у потребителей новых предпочтений – использование готовых к употреблению закусок. Возрастающая популярность «перекусов» стала вызывать тревогу, так как наблюдается увеличение потреблений калорий, что в сочетании с недостаточной физической нагрузкой оказывает негативный эффект на здоровье человека, в частности эпидемии ожирения [16, 17].

В научных публикациях, посвященных вкладу снеков в ежедневный энергетический баланс и потребление питательных веществ, рассматриваются два контрастных портрета потребителя. С одной стороны, перекус снеками, по-видимому, облегчает регулирование потребления энергии в соответствии с потребностями и вносит в рацион углеводы, а не жиры, в дополнение к ценным микроэлементам. Такой портрет характерен для здоровых детей и взрослых. Другой портрет потребителя – использование снеков при отсутствии голода в ответ на внешние нефизиологические сигналы (например, при просмотре телевизора, в кинотеатре) [18, 19]. Учитывая популярность снеков и в то же время стремление потребителей к здоровому питанию, изменения в структуре ассортимента снековой продукции должны быть направлены на создание снеков повышенной пищевой и биологической ценности [20].

Терминология понятия «снек» еще не устоялась, и она объединяет группу разнородной продукции – от шоколадных батончиков до вяленого мяса и орехов. Товары, относящиеся к снекам, объединяют длительный срок хранения, обязательное наличие индивидуальной упаковки, небольшая масса, готовность продукта к немедленному употреблению.

На рынке РК снеки относятся к разным группам товаров, поэтому их разделяют на сладкие и несладкие. Однозначной классификации и безусловного определения снековой продукции в литературных источниках, для рынка Казахстана, не выявлено. На рисунке 1 представлена классификация снековой продукции, составленная Зотовой Л.В. [21].

1

Рисунок 1. Классификация снековой продукция.

Промышленность снеков в обществах, ориентированных на покупки в супермаркетах, таких, как США, приносит миллиарды долларов доходов каждый год. Рынок продажи снеков огромен и крупные корпорации постоянно воюют за захват большей части. Как следствие – снеки усиленно продвигаются. Снеки рекламируются намного больше, чем основные питательные вещества (такие как фрукты, овощи, мясо, сушеные продукты), и часто яркие рекламные кампании разрабатываются специально для продвижения этих продуктов [22].

На рынке существует большое количество компаний, занимающихся предоставлением закусок. Ритейлеры сами не занимаются розничной торговлей из-за специфики продовольственного рынка – крупные розничные сети предпочитают налаженные отношения с крупными ритейлерами, поэтому барьеры для входа очень высоки. Большинство производственных компаний работают с оптовыми структурами, развивая собственную дистрибьюторскую сеть [23].

Казахстан относится к рынкам, где потребление снеков находится в процессе становления. Соответственно данный рынок в Казахстане имеет огромный потенциал для роста. Данные по развитию рынка снеков Казахстана прошлых лет представлены в таблицах 1 и 2 [24].

Таблица 1. Потребление снеков в разных странах.

Страны

Казахстан

Россия

Европа

США

кг

0,9

0,8-1,2

5-7

7-12

Таблица 2. Потребление снеков в Казахстане.

 

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Объем рынка, млн. долларов

39,0

60,5

93,5

137,4

194,7

265,8

Объем рынка, млн. кг.

6,2

9,0

13,0

17,0

21,8

27,2

На душу населения, кг.

0,4

0,6

0,9

1,1

1,4

1,8

Прирост рынка в денежном

выражении, %

50%

48%

47%

40%

35%

30%

На протяжении длительного времени абсолютным лидером рынка снеков в Казахстане является сегмент чипсов/криспов. По последним данным, доля этого сегмента в натуральном выражении составляет 43%.

По мере насыщения отечественного рынка снековой продукцией некоторые показатели к концу 2016 г. снизились, но в целом, тенденция к росту сохранилась. Наиболее популярным видом снеков у потребителей считаются чипсы, которые употребляет 39% населения РК в возрасте от 10 лет и старше. При этом чипсы популярны в Казахстане как среди детей и молодежи, так и среди потребителей пива. Все большую популярность приобретают фруктовые чипсы. Компания «Натурпродукт» начала производство чипсов из яблок, открыв новый сегмент на рынке снеков. Так, например, чипсы «Apple moments for myself» позиционируются как инновационный, 100% натуральный, полезный, вкусный, социально значимый продукт [25].

Ржаные сухарики, по признанию производителей разных видов снеков, считаются перспективной и быстро прогрессирующей позицией. По данным агентства GfK, сухарики занимают сегодня более 13% продукции снеков. А потенциал этого сегмента по некоторым данным около 110-130 млн. $. Уже сегодня мы можем увидеть на продовольственном рынке страны более 30 компаний, производящих аналогичную продукцию. Правда качество продукции не всегда одного уровня, причина – использование разных технологий или ее несоблюдение. По темпам роста потребления снеки из морепродуктов, превзошли сухарики [26].

Около 40% всех потребляемых морских снеков приходится на кальмаров. Снеки из морепродуктов стали основным трендом последних лет. Возможно, это объясняется тем, что снеки из морепродуктов – более здоровая закуска, пользующаяся большим спросом. Несколько лет назад закуски из морепродуктов считались довольно дорогой продукцией, однако постепенный рост доходов населения заметно ускорил темпы развития этой категории [27].

Четвертый по популярности сегмент республиканского рынка снеков – орешки, их приобретают 28% потребителей в возрасте от 10 лет и старше. Наиболее популярные виды орешков: арахис и фисташки. В среднем по Казахстану их покупают не менее 55% потребителей упакованных орешков [28].

Следует отметить, что многие сегменты рынка снеков ещё не достигли насыщения и рынок снеков имеет устойчивую положительную динамику развития.

Также стоит отметить, что темпы роста в разных сегментах различаются. Так, самым быстрорастущим в стоимостном выражении является сегмент фруктовых снеков. Эта продукция завоевывает все большую популярность среди приверженцев здорового образа жизни: в 2011 г. сегмент занимал 4% рынка в натуральном выражении; в 2013 г. сегмент фруктовых снеков возрос до 16% в стоимостном выражении. Экструдированные снеки, крендельки и попкорн не могут соперничать по популярности с чипсами и фруктовыми снеками. Тем не менее, ожидается некоторый рост этих категорий в стоимостном выражении – не более чем на 6% в год в каждой категории [29, 30].

Анализ состояния и тенденции развития рынка снековой продукции свидетельствует о значительном увеличении потребительского спроса на данную продукцию, в частности на фруктовые чипсы. Сегмент мирового рынка фруктовых чипсов широко представлен зарубежными производителями «Healthy Product Group», «Nobilis», «LS Foodstuff Co, Ltd China» и др.). На рынке Республики Казахстан российские фирмы-производители ООО

«Торговый Дом Яблокофф», ИП «Мацурин» и «Натурпродукт» не занимают значительной доли рынка [31-33].

Источником оздоровления населения Казахстана является целесообразность использования растительного сырья, произрастающего на территории страны и ее регионов. Диета – не ограничение в рационе и тем более не включение в него непродовольственной экзотики, а стратегия питания, учитывающая особенности конкретного организма. Современные продукты питания должны наилучшим образом соответствовать естественным процессам усвоения пищевых веществ человеком, выработавшимся в ходе эволюции. Практическое питание человека в естественных условиях обусловлено оптимальными нормами и реальными возможностями [34].

Для реализации концепции здорового образа жизни и здорового питания необходимо разработать широкий спектр функциональных продуктов, содержащих ингредиенты, которые приносят пользу здоровью человека, повышают сопротивляемость заболеваниям, улучшают многие физиологические процессы в организме человека, позволяя ему долгое время сохранять активный образ жизни [35].

Основная задача функциональной пищи – оказание положительного физиологического эффекта на организм человека и тем самым укрепление его здоровья. Принято считать, что биологическая ценность характеризуется наличием в продуктах биологически активных веществ: незаменимых аминокислот, витаминов, макро- и микроэлементов, полиненасыщенных жирных кислот. Эти компоненты пищи имеют химические структуры, которые не синтезируются ферментными системами организма, и поэтому не могут быть заменены другими пищевыми веществами [36].

Все больше людей стали тяготеть к здоровому образу жизни и это побуждает их постепенно переключаться с традиционных шоколадных батончиков на более полезные альтернативы, содержащие злаки, фрукты и мюсли.

Несмотря на большой интерес населения в сторону полезных снеков, рынок снековой продукции на основе плодоовощного сырья на стадии становления. Рынок здоровых снеков пока еще не велик в сравнении с традиционным, но он уверенно растет, годовое потребление закусок и батончиков на фруктовой и овощной основе приблизились к 10-процентному росту и можно ожидать продолжения этой тенденции [37].

Анализ различных видов фруктовых снеков, представленных на рынке, позволил выделить две основные группы продуктов: 1) батончики на базе сушеных фруктов, составляющих 70-100% от массы продукта, с добавлением или без добавления других ингредиентов и 2) батончики на основе стабилизированного фруктового пюре и/или концентрированного сока, также с добавлением или без добавления других ингредиентов. Также в состав фруктовых снеков включают фруктозу и различные пищевые добавки: стабилизаторы, подкислители, антиоксиданты, консерванты, а также ароматизирующие вещества [38].

В отличие от других снеков (злаковых, ореховых, цукатных), снеки на овощной основе практически не содержат сахарозы, углеводы представлены на 90% фруктозой, высокое содержание витамина С, фруктовых пищевых волокон, антиоксидантов обеспечивается концентрированием их при получении сушеных ингредиентов. Это свидетельствует о преимуществе инновационных рецептур и технологий получения функциональных снеков от традиционных, а также доказательной базе ожидаемого благоприятного влиянии на состояние организма человека при систематическом употреблении таких продуктов в соответствии с ГОСТ Р 52349-2005 и ГОСТ Р 54059-2010 [39].

Фруктовые и овощные снеки отличаются от злаковых повышенной усвояемостью и антиоксидантной активностью.

Многокомпонентные функциональные снеки – продукты питания из нескольких видов биологически ценного сырья длительного срока хранения, в индивидуальной упаковке небольшой массы, готовые к немедленному употреблению и предотвращающие дефицит ценных питательных веществ, сохраняя и улучшая здоровье человека при системном употреблении.

Динамика роста потребления снеков в Казахстане достаточно высокая и в ближайшие годы возможно ее усиление ввиду того, что по сравнению с другими странами величина среднего потребления снеков в нашей стране существенно ниже.

В питании человека важное место занимает плоды и овощи, так как они повышают усвояемость, биологическую ценность большинства продуктов, потребляемых человеком, являются богатыми источниками углеводов, витаминов, минеральных веществ, фитонцидов, улучшают вкус и аромат пищи и имеют функциональное на значение. Но плоды и овощи являются скоропортящимися продуктами, которые не могут длительное время сохраняться в свежем виде. Поэтому с давних пор с целью их сохранения от порчи применяют различные способы консервирования. Повидло, джемы, желе и варенье являются продуктами переработки плодов и ягод с добавлением большого количества сахара (60-75%) и другого сырья [40].

Мода на здоровое питание создала новую нишу на рынке Казахстана. За полезные батончики из ягод и орехов люди не против платить больше, чем за чипсы и вредные крекеры.

Производство фруктовых, злаковых, ягодных батончиков регулируется на основе технического регламента. Фруктовые батончики из злаковых культур, фруктов и овощей,

находящиеся в обращении на территории государств-членов Евразийского экономического союза, не должны причинять вред жизни или здоровью граждан и должны соответствовать требованиям к безопасности продукции из фруктов и овощей, установленным техническим регламентом в части гигиенических и микробиологических показателей (ТР ТС 021/2011). Определение показателей безопасности продукции из злаковых культур, фруктов и овощей осуществляется, исходя из соотношения массовых долей их отдельных компонентов и нормативов допустимых уровней вредных веществ.

Список литературы

  1. Суруханова И.В., Лобанов В.Г., Минакова А.Д., Гаманченко А.И., Овсянникова О.В. Разработка технологии фруктово-злаковых снеков функционального назначения // Известия Вузов. Пищевая технология. – 2014. – № – С. 32-34.
  2. Полунина Н.В., Пивоваров Ю.П., Милушкина О.Ю. Профилактическая медицина – основа сохранения здоровья населения // Вестник РГМУ. – 2018. – № 5. – С. 5- 13.
  3. Зинчук В.В. Физиологические основы питания // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. – – № 3. – С. 140-143.
  4. Кайшев В.Г., Серегин С.Н. Функциональные продукты питания: основа для профилактики заболеваний, укрепления здоровья и активного долголетия // Пищевая промышленность. – 2017. – № – С. 8-14.
  5. Абылов Р.А. О сбалансированном питании человека // Наука и новые технологии. – – № 10. – С. 26-29.
  6. Голубева О.В., Белоусова К.В., Булганина С.В., Большакова Ю.С. Маркетинговое исследование спроса на снековую продукцию потребителями // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2019. – № 2 (36). – С. 195-201.
  7. Нилова Л.П., Малютенкова С.М. Диверсификация ассортимента снековой продукции // Международный научный журнал. – 2018. – № 1. – С. 38-44.
  8. Новицкая Л. Ю., Орловская М. А. Перспективы развития рынка снеков в России// Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. – 2019. – № 4. – С. 39-43.
  9. Сохацкая А.В. Исследование условий повышения конкурентоспособности снековой продукции предприятий пищевой отрасли // Технологический аудит и резервы производства. – 2016. – № 6/4 (32). – С. 35-41.
  10. Snack Food production in the US: market research report [Electronic resource] // IBIS World – Industry market research, 2016. – Available at: \www/URL:www.ibisworld.com/industry/default.aspx?indid=271&partnerid=ValuationResourc es.
  11. Bender, J. Statistics and facts on the snack foods industry in the U.S. [Electronic resource] / J. Bender // Statista – The statistic portal. – 2016. – Available at: \www/URL: https:// www.statista.com/topics/1496/snack-foods/.
  12. The global snack foods market. Trends, drivers and projections [Electronic resource] // Global Industry Analysts, Ink. – November 2015. – Available at: URL: http://www.strategyr.com/MarketResearch/Snack_Foods_Salted_Baked_Frozen_Snacks_Market_Trends.asp.
  13. Шалтумаев Т.Ш., Могильный М.П. Расширение ассортимента снековой продукции // Известия высших учебных заведений. – – № 4 (352). – С. 37-41.
  14. Коробейникова Ю. Снеки: вчера, сегодня, завтра // Статья в сборнике трудов конференции: Практико-ориентированные молодежные исследования проблем региона. – Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2014. – С. 95-97.
  15. Фицурина М.С., Кузнецова О.А. Направления ориентации производителей снековой продукции в секторе «Полезного питания» // Sciences of Europe. – 2016. – № 9. – С. 60-62.
  16. Coumans J.M., Danner U.N., Decker A. Emotion-driven impulsiveness and snack food consumption of European adolescents: results from the i. family study // Appetite. – 2018. – V. 123, № 1. – P. 152-159.
  17. Bellisle F. Meals and snacking, diet quality and energy balance // Physiology & Behavior. – 2014. – V. 134. – P. 38-43.
  18. Zizza C.A. Healthy snacking recommendations: One size does not fit all // Physiology & Behavior. – 2014. – V. 134. – P. 32-37.
  19. Leonard W.R. The global diversity of eating patterns: Human nutritional health in comparative perspective // Physiology & Behavior. – 2014. – V. 134. – P. 5-14.
  20. Нилова Л.П., Малютенкова С.М. Продовольственная корзина для здорового питания в условиях мегаполиса // Международный научный журнал. – 2017. – № 4. – С. 31- 35.
  21. Зотова Л.В. Совершенствование технологий многокомпонентных функциональных снеков из отечественного растительного сырья: дис. … к.т.н.: 05.18.01 / Кубанский государственный технологический университет. – Краснодар, 2019. – 157 с.
  22. Петыш Я.С. Тренды мирового рынка продуктов питания // Хлебопродукты. – 2017. – № 9. – С. 64-66.
  23. Шалтумаев Т.Ш., Могильный М.П. Особенности формирования рынка снеков // Статья в сборнике трудов конференции: Инновационные технологии в промышленности – основа повышения качества, конкурентоспособности и безопасности потребительских товаров. – Москва: Канцлер, 2016. – С. 408-412.
  24. Алиев Т.М. Динамика уровня жизни населения в Казахстане (потребление продуктов питания) // Вестник Московского университета. – 2012. – № 2. – С. 16-33.
  25. Резниченко И.Ю., Мехмандуст С.А., Саъдуллоев А.Д., Джобиров К.Д. Качественные свойства и потребительские критерии снеков // АПК России. – 2021. – № 1 (28). – С. 110-115.
  26. Воробьев В.И., Валуйская К.Б. Рыбные снеки – продукт функционального назначения // Статья в сборнике трудов конференции: Инновации в индустрии питания и сервиса (HoReCa). – Краснодар, 2018. – С. 22-26.
  27. Ахметова С.В., Терехин С.П. Особенности пищевых приоритетов городского населения Казахстана в отношении потребления пищевых продуктов с высоким гликемическим индексом и значительным содержанием жира // Вопросы питания. – 2015. – № 4 (84). – С. 82-88.
  28. Фролов Д.И. Функциональность применения экструзионных технологий // Инновационная техника и технология. – 2018. – № 4 (17). – С. 29-35.
  29. Анисимова, К.В. Исследование и разработка "безвакуумной" технологии сублимационной сушки плодов с использованием электротехнологий: автореф. … к.т.н.: 05.20.02. – Ижевск: ИГСА, 2009 – 24 с.
  30. Быкова Т.О., Макарова Н.В., Шевченко А.Ф. Влияние технологии сушки на химический состав и антиоксидантные свойства фруктовых выжимок // Пищевая промышленность. – 2015. – № 12. – С. 68-70.
  31. Винницкая В.Ф., Данилин С.И., Перфилова О.В. Перспективы развития производства основных видов плодоовощной продукции для полноценного и здорового питания // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК – продукты здорового питания. – 2014. – № 2. – С. 45-51.
  32. Дрофичева Н.В. Разработка технологий многокомпонентных функциональных продуктов питания на основе плодового сырья: дис. … к.т.н.: 05.18.01. – Краснодар: ГИУСКЗНИИСиВ Россельхозакадемии, 2013. – 132 с.
  33. Жакупова Г.Н., Асанова Е. Использование дикорастущего растительного сырья Северного Казахстана в технологии пищевых продуктов // Статья в сборнике трудов конференции: Производство и переработка сельскохозяйственной продукции: менеджмент качества и безопасности. – Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, 2018. – С. 219-220.
  34. Гаязова А.О. Использование вторичного и растительного сырья в продуктах функционального назначения // Молодой ученый. – 2014. – № 19. – С. 189-191.
  35. Герасименко Н.Ф., Позняковский В.М. Здоровое питание и его роль в обеспечении качества жизни // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК-продукты здорового питания. – 2016. – № 4. – С. 52-57.
  36. Дурнев А.Д., Оганесянц Л.А., Лисицын А.Б. Функциональные продукты питания // Хранение и переработка сельхозсырья. – 2007. – № 9. – С. 15-22.
  37. Smith A.P., Rogers R. Positive effects of a healthy snack (fruit) versus an unhealthy snack (chocolate/crisps) on subjective reports of mental and physical health: a preliminary intervention study // Frontiers in Nutrition. – 2014. – № 1 (10). – P. 1-5.
  38. Шлягун Г., Павлинчук М., Попа М. Инновационные обезвоженные продукты из фруктов, овощей и ягод// Ştiinţa în Nordul Republicii Moldova: realizări, probleme, perspective. – 2019. – № 3. – С. 258-264.
  39. Lee J., Kubik M.Y., Fulkerson J.A. Fruit and vegetable snack consumption among children with a body mass index at or above the 75th percentile // Journal of nutrition education and behavior. – 2021. – № 7 (53). – P. 619-624.
  40. Рыжкова С.М. Современный рынок плодов и овощей в России: состояние и направления развития // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2016. – № 1 (57). – С. 219-231.

Интересная статья? Поделись ей с другими: