УДК339.138
Рябушева Марина Михайловна – студент магистратуры факультета Экономики и менеджмента Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.
Пугина Лариса Ивановна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Менеджмента Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.
Аннотация: В статье объясняется влияние маркетинговой деятельности на эффективность деятельности предприятия в настоящее время. Отражены цель и принципы маркетинговой деятельности предприятий. Отмечены шаги процесса планирования маркетинговой деятельности. Разобраны наиболее приемлемые виды маркетинга для российского рынка.
Ключевые слова: маркетинг, маркетинговая деятельность, маркетинговое планирование, план маркетинга, конкурентоспособность, сбыт, прибыль, эффективность деятельности.
Под маркетинговой деятельностью понимают многоаспектный процесс, который, в первую очередь, направлен на удовлетворение потребностей покупателей. Но, стоит понимать, что маркетинговая деятельность предприятия заключается и в установлении конкретизированных целей и методов их достижения, источников финансирования их реализации, а не только в реализации специфических функций маркетинга. Именно благодаря маркетинговой деятельности оцениваются производственные возможности предприятия, а также определяются шаги, необходимые для реализации товара или услуги на рынке. Маркетинговые инструменты позволяют предприятию повышать уровень своей конкурентоспособности. Это, в свою очередь, ведет к повышению уровня эффективности деятельности.
На российском рынке многие руководители недооценивают роль маркетинга в деятельности фирмы. Маркетинг часто играет второстепенную роль на российский предприятиях.
Однако, общая эффективность предприятия напрямую зависит от лояльности потребителей продукции (услуг), от присутствия уникального товарного и сервисного предложения, от улучшения бизнес-процессов, от управления и удержания высококвалифицированного персонала на предприятии [2]. Все эти конкурентные преимущества вытекают из того, какую маркетинговую политику проводит предприятие.
Основная и главная цель маркетинга заключается в получении прибыли продавцом за счет удовлетворения потребностей покупателя. Данная цель основана на принципах маркетинга [1]:
Таким образом, чтобы повышать эффективность деятельности предприятия необходимо производить планирование маркетинговой деятельности, как части стратегического планирования. Основой маркетинговой стратегии является анализ внешней и внутренней среды организации, в том числе миссии и цели ее функционирования.
При планировании маркетинговой деятельности составляется маркетинговый план. Его главная задача – обоснование развития предприятия, выбора наилучших способов достижения целей на основе наиболее полного выявления объемов и сроков производства продукции, выбора каналов распределения и реализации продукции [4].
Шаги процесса планирования маркетинговой деятельности представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Шаги процесса планирования маркетинговой деятельности предприятия. [4]
Для российского рынка наиболее приемлемыми являются следующие виды маркетинга [3]:
ОАО ТД «Выкса» использует лишь наружную рекламу и ТВ-рекламу, которая включает в себя размещение рекламы на щитах, транспорте, а также рекламу на местном телевидение.
Было предложено использование современных каналов рекламы, а именно таргетированная реклама в Интернете. Общие затраты составят 360 тыс. руб. в год. Оценка эффективности изменения маркетинговой стратегии показала, что прирост объема продаж составит 15% или 435 тыс. руб.
Таким образом, эффективная деятельность любого предприятия зависитот системы управления его функционированием и развитием, а такжеот повышения уровня его конкурентоспособности на рынке. Именно маркетинговая деятельность способствует этому. Поэтому инструментом развития предприятия является разработка стратегического и тактического планов маркетинга, нацеленных на выявление целевых групп потребителей, изучение их потребностей, разработку и выпуск соответствующей ожиданиям целевых групп продукции.
Список литературы