УДК 159.9
Тубальцева Татьяна Викторовна – студент магистратуры Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.
Научный руководитель Сафонова Марина Вадимовна – кандидат психологических наук, доцент Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.
Аннотация: В статье рассматриваются результаты изучения особенностей проявления эмоционального выгорания сотрудников, на примере военной службы. В исследовании приняли участие 11 военнослужащих, описаны уровни проявления эмоционального выгорания.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, военнослужащие, уровни эмоционального выгорания.
Современный динамичный мир предъявляет высокие требования к сотрудникам и военнослужащим. Основополагающую роль играет профессионализм, уровень специальной подготовки, и соблюдение дисциплины, а так же и личностные качества. Военнослужащий обязан быть гуманным, ответственным, дисциплинированным, действовать в служебно-боевой деятельности и повседневной жизни в соответствии с соблюдением законов, уставов, выполнять приказы и распоряжения. Профессиональная деятельность военнослужащих имеет свои психологические особенности: высокий динамизм, сменный график несения боевой службы, выполнение служебно-боевых задач в дневные и ночные часы, сложность возникающих служебных ситуаций, социальная оценка, необходимость осуществления частых и интенсивных контактов. Данную профессиональную деятельность можно отнести к группе риска возникновения и развития эмоционального выгорания.
Вопрос эмоционального выгорания изучали зарубежных и отечественных исследователи: В.В. Бойко, М. Бурно, Н.Е. Водпьянова, А.Лэнгле, К. Маслач, Е.С. Старченкова, К. Чернисс, X. Фрейденбергер и т. д. Ученые предлагают различные определения эмоционального выгорания. В подходах многих авторов подробно описаны стадии развития эмоционального выгорания, факторы возникновения и симптоматика [1].
На данный момент существует несколько значимых исследований эмоционального выгорания у военнослужащих.
М.Е. Зеленова, А.В. Захаров предполагают, что высокий уровень выгорания у военнослужащих тесно связан с профессиональной мотивацией и удовлетворенностью условиями труда [2].
Н.В. Майсак и С.В. Михеевым были выделены причины личностной деформации и эмоционального выгорания у военнослужащих [3].
И.А. Мачульская, Р.В. Беляев, В.Н. Машин выдвигают, учитывая специфичные особенности военной среды, методы профилактики эмоционального выгорания военнослужащих [4].
В исследовании мы выделяем уровень эмоционального выгорания сотрудников, на примере военной службы по следующим критериям:
Целью констатирующего эксперимента было изучение уровней эмоционального выгорания сотрудников. В нем приняли участие 11 военнослужащих. Респондентам была предложена методика MBI, адаптированная Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой.
Рисунок 1. Распределение военнослужащих по уровням выраженности факторов эмоционального выгорания (частота встречаемости в %).
Интерпретация результатов показала, преимущественный уровень проявления эмоционального выгорания – высокий, его испытывают 72,7% военнослужащих. При анализе по отдельным факторам мы обнаруживаем следующее: истощение (45,4%), деперсонализация (72,2%), профессиональная успешность (54,5%). Это позволяет сделать вывод о необходимости коррекционно-профилактической работы по преодолению эмоционального выгорания у 81,8 % военнослужащих. Лишь у 18,2% военнослужащих низкая степень выгорания.
Если говорить о высоком уровне проявления признаков эмоционального выгорания, то наиболее высокая степень выраженности наблюдается по фактору «деперсонализация» (72,7%). Военнослужащим данной группы необходима психологическая помощь в преодолении расстройств самовосприятия.
Результат по фактору «истощение» показал высокий уровень (36,4%), Военнослужащим данной группы необходима психологическая помощь в преодолении усталости, нервно-психического и физиологического истощения.
Результат по фактору «профессиональная успешность» (18.2%) показывает потребность данной группы военнослужащих в психологической поддержке: коррекция самооценки достижений, развитие способностей, планирование путей самоактуализации.
Учитывая все аспекты полученных нами результатов исследования, следующий этап нашей работы будет направлен на разработку программы психологической профилактики и ее реализация.
Список литературы