Интернет блоггинг как форма интернет зависимости у подростков

Косова Виктория Алексеевна – студент Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета.

Научный руководитель Тюков Анатолий Александрович – кандидат психологических наук, доцент Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета.

Аннотация: В данной статье автором рассмотрен вопрос о плюсах и минусах блоггинга в подростковом периоде. Проанализированы основные направления развития подростка.

Ключевые слова: блог, блоггинг, подросток, интернет, зависимость.

Период подросткового возраста характеризуется активным развитием психической сферы, области самосознания. Б. Эльконин также отмечал важность наличия в этом возрасте интимно-личностного общения со сверстниками. Особую роль в подростковом возрасте играет так же наличие принадлежности к определенной группе, возможность быть «своим».[1] Все вышеперечисленные факторы подразумевают под собой очные межличностные отношения со сверстниками и взрослыми.

Однако, в последнее десятилетие, общение «вне комнаты» было вытеснено широким спектром различных онлайн-платформ, позволяющих не только общаться с помощью слов, но и строить коммуникацию посредством монолога через формат видеоблога, показывать окружающую действительность с помощью фотоблогов, писать целые эссе на страницах блогов-лонгридов, или же записывать свои чувства всего лишь парой фраз в микроблогах.

Слово «блог» произошло от английского «web log», объединяя эти слова в одно и откидывая две первые буквы. Первоначально, «web log» переводится как «интернет-журнал», но сейчас под «blog» понимаются так же такие понятия как интернет-дневник, онлайн-дневник. [2]

Чуть раньше, способов завести блог было немного: существовало всего несколько англоязычных сайтов-платформ, позволявших с помощью дополнительного кодирования создать собственную интернет-страницу, что требовало большого количества сил, времени и умений. Однако сейчас платформ для создания текстовых, фото или видео блогов огромное множество, создать собственный интернет-дневник может каждый, всего за один «клик». Несомненно, подростковое сообщество не могло этого не заметить: в сети начался неуловимый поток блоггеров-подростков.

Зачем же среднестатистическому подростку заводить свой собственный блог? Если проанализировать основные направления развития подростка, вопрос на этот ответ можно дать очень легко.

Во-первых, подросток создает и утверждает образ собственного «я», духовного и физического. Блог используется подростком как форма самовыражения: с помощью него он отражает свои предпочтения и антипатии, реализует свои интересы, отражает свой внутренний мир и то, как он видит мир внешний. Иногда, в настройках блога присутствуют функции «отключить комментарии» или «удалить комментарии», что легко позволит подростку избавить себя от выражения другими противоположной точки зрения или негативных высказываний, что позволит кроме всего вышеперечисленного, чувствовать себя не только открытым миру в выражении своих чувств, но и ощущать безопасность и стойкость своих точек зрения.

Во-вторых, блог – отличная площадка для самоутверждения и поиска своего места в мире. Подросток может легко вписаться в любую компанию, особенно это важно для подростков с комплексами внешности: не обязательно ставить в блоге собственное фото, а некоторые борцы с сетевым буллингом именно так и советуют поступать вообще всем. Если идеи подростка или их подача захватит других интернет-пользователей, то у него появится возможность стать лучшим или главным в чем-то, начать задавать тренды, быть инфлюэнсером, оказывать влияние на остальных подписчиков. Как уже говорилось ранее, найти свое место, быть признанным – одна из главных целей подростка и важный этап в становлении его личности.

В-третьих, основание интернет-странички ставит перед любым подростком следующую задачу: найти самого себя, методом проб и ошибок. Интернет-пространство нельзя скомкать и выбросить в помойку, как испорченный рисунок или тетрадный лист; интернет не будет отрастать полгода, его невозможно некрасиво подстричь или покрасить. Другими словами, почти любое свое действие в интернет-блоге можно отменить или удалить, что учит подростка одной очень важной вещи – он имеет право на ошибку, имеет право менять свое мнение, имеет право меняться и становиться другим, и никто не будет ругать его за это.

Именно поэтому, очень часто на фоне всеобщего принятия подростка в блог-сообществе, возможностью выразить любую свою мысль и не быть осмеянным или отруганным, возможность делать ошибки и не нести за это тяжелой ответственности, подросток имеет свойство с головой уходить в сеть интернет, а именно внутрь своего блога. [3]

Ярчайшими признаками интернет-аддикции, вызванной увлечением блоггерством, являются те же признаки, что и у интернет аддикции – это всего лишь еще одна ее разновидность, помимо зависимости от онлайн-игр, соцсетей и пр. Среди них можно отметить постоянные мысли о блоге, как его оформить, что написать, как найти подписчиков, нужно ли что-то удалить, как повысить количество лайков и охватов; проявления эскапизма – желание постоянно заниматься и узнавать новое только по тематике блога, взаимодействовать с окружающим миром только посредством блоггинга; отчужденность от близких и друзей, приоритетное место отдается читателям или подписчикам; могут проявляться соматические особенности: во время вне интернета, подросток может чувствовать себя плохо, могут проявляться головные боли, слабость, бессонница и пр., а при выходе в интернет симптомы сразу же могут исчезать; эмоциональная сфера начнет давать сбой: при общей эмоциональности подросткового периода, выражение эмоций может перейти все границы – из смеха в слезы и горе, из ненависти в сильную любовь. Идея ведения блога становится абсолютно сверхценной для подростка, мало того, что она начинает посвящать ей все свободное время, жертвовать привычными радостями жизни, от которых раньше бы вряд ли отказался. При каждом новом негативном проявлении во внешнем мире, подросток будет искать его противоположность, вызывающее приятные эмоции внутри своего блог-пространства.

В таком случае очень важно не отбирать у подростка возможность вести свою страничку: в лучшем случае, у него проявится своего рода «абстинентный синдром», «ломка» от отмены любимого вида деятельности, в худшем же случае, подросток может лишиться единственного положительного эмоционального опыта, что неизбежно может привести к тяжелейшим проявлениям подростковой депрессии.

Лучшем решением в данной ситуации может послужить планомерное возвращение подростка в реальность: одобрение общения со сверстниками, поиск новых радостей и интересов, открытие старых удовольствий в новом ключе. При этом проще всего будет установить контакт с подростком через призму его интересов, проявить инициативу, показать искренний интерес и восхищение его работой; предложить помощь в реализации идей, поддержать и похвалить – все это вызовет у подростка положительные эмоции уже в реальной жизни, а не онлайн. [4]

К счастью или сожалению, нашему будущему лежит дорога в интернет, и основная задача сейчас не сторониться его проявлений, а разумно вливаться, учиться саморегуляции и отдыху, оптимизации времени, которому суждено быть проведенным онлайн, а так же рассказывать подросткам о плюсах и минусах, предупреждать о возможных рисках и учить рациональному использованию сети Интернет.

Список литературы

  1. Эльконин Д.Б. Детская психология. –М.: Изд. «Academia», 2018. -384 с.
  2. Екимовская М. А. Информационно-психологическая безопасность, как глобальная проблема человечества // Молодой ученый. – 2015. – №6.4. – С. 84-87.
  3. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: Дисс. ... канд. мед. наук. Новосибирск, 2004. – 107 с.
  4. Малыгин В.Л. Интернет зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика.- М.: Изд. «Мнемозина», 2010. – 136 с.