Поощрения и награждения, служебная дисциплина на гражданской службе

Афанасьева Юлия Владимировна – магистрант Юридического факультета Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В статье анализируются поощрения и награждения на государственной гражданской службе. Определяются особенности служебной дисциплины.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, поощрения, награждения, санкция, служебная дисциплина.

Государственная гражданская служба играет одну из главнейших ролей в достижении государством поставленных общенациональных целей, выполнении социально-экономических, политических задач. Эффективность функционирования института государственной гражданской службы зависит от качества работы государственных гражданских служащих, вследствие чего становится крайне актуальным вопрос об их поощрениях и награждениях, служебной дисциплине. Ведь именно эти механизмы выступают в качестве регуляторов поведения государственных гражданских служащих.

По нашему мнению, санкция-поощрение представляет собой структурную часть законодательной нормы, отражающая разновидность и меру ответственности участника правоотношений, используемая в ситуации соблюдения модели поведения, установленной в диспозиции данной нормы.

А.А. Липинский пишет о том, что поощрительные нормы следует рассматривать как совокупность правовых норм регулирующего свойства, имеющих своим назначением создание позитивно-стимулирующих механизмов и включающих в свое содержание меры поощрения за соблюдение правил правильного поведения [3, с. 39]. Сущность указанной позиции состоит в том, что поощрение отражено не в санкции, а диспозиции законодательной нормы, с чем мы не можем согласиться.

Мы солидарны с теми правоведами [2, с. 72], которые полагают, что меры поощрения помещаются в структуру санкции законодательной нормы.

Само поощрение можно анализировать с помощью разнообразных углов зрения: 1) как санкцию законодательной нормы; 2) как своеобразный процесс воздействия. Вследствие этого появляется резонный вопрос о том, какой именно этот процесс, каковы его специфические черты. Полагаем, что процесс претворения в жизнь поощрений и награждений выступает в качестве вида правоприменительной процедуры. По нашему мнению, он характеризуется всеми особенностями, которые отличают использование на практике законодательных норм.

Во-первых, не любой субъект правоотношений наделяется правом применять меры поощрения и награждения государственных гражданских служащих, а лишь то лицо, которое является в этом случае компетентным.

Во-вторых, в отличие от применения наказания, в рамках реализации поощрения и награждения применяются меры государственного воздействия положительного характера, а не механизмы государственного принуждения.

В-третьих, процедура применения мер поощрения и награждения отличается конкретными стадиями, которые свойственны для правоприменительной сферы.

В-пятых, результатом данного рода процесса является оформление применения законодательной нормы. На наш взгляд, в данном случае имеет место акт использования мер ответственности позитивного характера.

Государство, возлагая на граждан обязанности по прохождению государственной службы, закрепляет за ними необходимый набор прав в этой области, но также предусматривает разные виды юридической ответственности на тот случай, если этими гражданами не будут выполняться или надлежащим образом выполняться служебные обязанности. Кроме того, ответственность на таких граждан, имеющих статус государственных гражданских служащих, наступает и в том случае, если они нарушают установленную процедуру реализации вверенных им прав. Именно в таких ситуациях ключевую роль играет институт служебной дисциплины, который обеспечивает эффективность работы лиц, занимающих положение государственных гражданских служащих.

Дисциплина, выступая в качестве основополагающего элемента управления, создается и в дальнейшем реформируется под влиянием нормативно-правовых требований, отраженных в действующих законодательных нормах [1, с. 388].

С.И. Ожегов определяет дисциплину как «обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам» [4, с. 170]. Кроме того, дисциплину можно рассматривать как: а) систему правоотношений и юридических связей; б) подчинение установленному нормативно-правовому порядку; в) императивно обязательную систему правил поведения; г) конкретные требования, которые предъявляются к участникам правоотношений, которые соответствуют действующим социальным нормам и др.

Служебная дисциплина означает в первую очередь необходимость соблюдения лицом, обладающим статусом государственного гражданского служащего, всех нормативно-правовых актов, которые регламентируют его служебную деятельность, а также запретов, ограничений, требований его руководства.

Итак, можно сделать следующие выводы:

  1. Поощрения и награждения представляют собой особый государственный механизм воздействия на гражданских служащих, позволяющий побуждать последних к реализации гражданской службы, отвечающей критериям безупречности и эффективности, посредством установления для них заинтересованности в получении дополнительных благ материального и нематериального содержания.
  2. Служебная дисциплина на гражданской службе представляет собой юридический режим реализации вверенных служебных обязанностей, соблюдения закрепленных нормативно-правовых запретов и ограничений гражданскими служащими.

Список литературы

  1. Административное право: Учебник / Под ред. А.И. Каплунова. М.: ДГСК МВД России, 2015. 536 с.
  2. Волкова В.В. Реализация поощрительных норм на государственной службе: состояние и перспективы развития // Современное право. 2016. № 10. С. 71-75.
  3. Липинский Д.А., Мусаткина А.А. Об альтернативных поощрительных дисциплинарных санкциях // Власть Закона. 2018. № 3 (35). С. 38-42.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Азбука, 2018. 1120 с.