УДК 316

Цифровизация социальной сферы

Алексеева Анастасия Александровна – магистрант Самарского государственного экономического университета.

Аннотация: Современная система мер социальной поддержки населения проходит этап цифровизации, внедрения новых систем информирования, одна из которых - Единая государственная информационная система социального обеспечения. В статье рассмотрены положительные стороны и возможные проблемы цифровизации социальной сферы.

Ключевые слова: Единая государственная информационная система социального обеспечения, социальная поддержка граждан, социальная сфера.

Согласно ст. 7 Конституции - Российская Федерация это социальное государство [1]. Поддержание достойного уровня жизни и благосостояния граждан является его первоочередной задачей. Об этом можно судить и по количеству выплат, полагающихся уязвимым слоям населения.

Часто от граждан можно услышать о том, как нервирует процесс сбора документов для назначения того или иного вида пособий. Но получается, что данная мера является оправданной. Цифровизация системы государственных услуг существенно упростит процесс сбора документов. Уже внедрена в работу практика направления межведомственных запросов, когда гражданин не «бегает» за справками, а направляет короткий перечень необходимых документов и ждет результата рассмотрения заявления [3, с.144].

В настоящее время проводится активная работа в новой цифровой платформе – Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО). Данная система введена в эксплуатацию с 1 января 2018 года на основании Федерального закона от 29.12.2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» [2].

На первых этапах работы стояла задача обучить специалистов, ответственных за размещение информации. Интерфейс системы достаточно сложный, специалисту, работающему в кабинете поставщика информации, приходится выполнять несколько различных действий, не имеющих свободного перехода от одного к другому. Нет возможности подгрузить сразу весь реестр лиц или мер, необходимых к размещению.

За период с начала работы и до настоящего времени функционал платформы расширяется. Так, создана веб-форма «ЕГИССО – информирование граждан», а также выделены новые реестры, отражающие различные жизненные ситуации, при которых может быть назначена мера социальной поддержки.

На базе данной системы планируется размещать информацию о лицах, лишенных родительских прав, о недееспособных или ограниченно дееспособных гражданах, о фактах установления опеки (попечительства). Задача ЕГИССО – облегчить информирование граждан о полагающихся мерах социальной поддержки, а также ускорить работу учреждений социальной сферы, ответственных за назначение социальных выплат. При этом данная система нацелена на критерии адресности и нуждаемости.

В планах работы данной системы - принцип «предварительной активности» назначения мер, когда система сама отслеживает жизненные ситуации гражданина и сообщает ему о возможных мерах социальной поддержки, которые ему полагаются.

На настоящем этапе ЕГИССО еще не умеет определять жизненную ситуацию человека, планируется, что это станет возможным к 2021–2022 годам. Цифровизация в социальной сфере России шагнет вперед, станет доступнее для граждан.

При этом нельзя не отметить некоторые замечания и нюансы, а именно: возможность утечки персональных данных, ведь среди получателей мер социальной поддержки немало тех, кто не может самостоятельно пользоваться цифровыми услугами. Помимо этого, необходимо организовать систему защиты данных в ЕГИССО, так как персональной информацией могут воспользоваться интернет-мошенники.

В условиях цифровизации социальной сферы важно помнить о индивидуальности оказания услуг, так как у каждого гражданина не смотря на типичную ситуацию, например «рождение ребенка», могут быть совершенно различные условия жизни. Семья может, как находиться за чертой бедности, так и иметь угрозу там оказаться, в случае если родитель теряет работу, при этом система не может отследить реальное состояние семьи, это могут сделать социальные работники.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] — URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 29.11.2020).
  2. Федеральный закон от 29.12.2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» [Электронный ресурс] — URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191260/ (дата обращения 10.10.2020).
  3. Какадий, И.И., Просвирина, А.И. Электронные технологии предоставления государственных услуг в области социальной поддержки населения // Вестник евразийской науки. – 2020. Т. 12. - № 2. – С.144-148.

Интересная статья? Поделись ей с другими: