Коммерческое обозначение как объект гражданского права

Братухина Екатерина Вячеславовна – кандидат педагогических наук, Кировский институт (филиал) Московского гуманитарно-экономического университета.

Аннотация: В статье анализируются вопросы понятия и сущности коммерческого обозначения как объекта гражданского права. Принимаются во внимание складывающиеся на практике подходы в отношении использования коммерческих обозначений. В результате проведенного исследования автором формулируется собственная дефиниция коммерческого обозначения.

Ключевые слова: коммерческое обозначение, средство индивидуализации, предприятие, интеллектуальная собственность, исключительные права.

 Д.А. Шишкин считает, что коммерческое обозначение является средством индивидуализации предпринимательской деятельности, отвечающим всем обязательным признакам охраноспособности обозначения [6, с. 11]. Полагаем, что данная позиция носит обоснованный и справедливый характер.

По мнению З.Р. Ожевой, коммерческое обозначение представляет собой средство индивидуализации конкретной организации как участника хозяйственного оборота, которое: а) не требует процедуры государственной регистрации или какого-либо другого процесса фиксации; б) применяется на территории, где конкретная организация реализует свою деятельность; в) имеет исключительно словесную форму [1, с. 14]. С последней особенностью мы согласиться не можем, так как, по нашему мнению, коммерческое обозначение может иметь любую форму выражения.

Представляется, что предприятиям как разновидностям организаций нецелесообразно применять для индивидуализации организации коммерческое обозначение, поскольку данную задачу в этом случае может выполнить фирменное наименование. Федеральным законом от 27.12.2019 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции» [5] установлен закрытый перечень ситуаций, при которых учреждаются унитарные предприятия, и в контексте их участия в хозяйственном обороте не требуется применение какого-то конкретного средства индивидуализации организации как участника хозяйственных отношений. Подчеркнем, что этой точки зрения придерживаются и российские правоприменители. Так, как правило, судами признается, что применение фирменного наименования не способно удостоверить появление прав на коммерческое обозначение, так как фирменное наименование и коммерческое обозначение выступают в роли самостоятельных средств индивидуализации; они индивидуализируют объекты, которые не являются тождественными по своему содержанию [4].

Сформулируем собственную дефиницию коммерческого обозначения. На наш взгляд, коммерческое обозначение представляет собой обозначение, применяющееся для индивидуализации предприятий и предпринимательской деятельности, реализуемой организациями, предпринимателями, самозанятыми гражданами, в том числе в интернет-пространстве, обладающее известностью в конкретной области деятельности и на конкретной территории, специфическими особенностями и выраженное в любой не запрещенной законодательством форме.

Необходимость использования коммерческого обозначения не только для индивидуализации предприятия как имущественного комплекса обусловлена сложившейся практикой среди субъектов предпринимательской деятельности.

К примеру, предприниматель Т.Н. Митрякова использовала для индивидуализации своей предпринимательской деятельности коммерческое обозначение «Армавирский диспетчерский пункт "Путеводная звезда"» [2], и, как мы понимаем, для осуществления предпринимательской деятельности подобного рода не обязательно иметь в наличии предприятие как имущественный комплекс.

Кроме того, индивидуальные предприниматели используют коммерческие обозначения для индивидуализации своей деятельности в целях отличия от деятельности других лиц, обеспечения известности у потребителей и контрагентов, получения положительной репутации и ассоциаций у них. Таким образом, исключается использование для индивидуализации своих фамилии, имени, отчества (так как различительная способность зачастую у имен собственных отсутствует и не может обеспечить исключение случаев введения в заблуждение или смешения с другими лицами).

Нередким явлением стало использование объединениями юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей коммерческого обозначения для индивидуализации общей деятельности. Например, между обществом «Лига Спорта» (управляющая компания) и Волчковой М.И. был заключен договор бизнес-партнерства, по которому последней передавались исключительные права на фирменное наименование и коммерческое обозначение управляющей компании, коммерческую информацию, на товарный знак и знак обслуживания и предоставлялось право на организацию неограниченного количества предприятий «Детская школа хореографии "Русский балет"» в городе Колпино (Колпинский район) [3].

С недавнего времени новым субъектом гражданско-правовых отношений в России стали самозанятые граждане, которые приобрели право осуществлять предпринимательскую деятельность и уплачивать с нее налоги. По нашему мнению, российскому законодателю было бы целесообразно в этой связи закрепить за этой категорией участников хозяйственных правоотношений право применять коммерческие обозначения для индивидуализации своей предпринимательской деятельности.

Отметим, что в отечественном законодательстве не сконструирована законодательная дефиниция самозанятых граждан, вследствие чего довольно непросто дифференцировать области такой предпринимательской деятельности. Специфической чертой данного рода деятельности выступает исключительная работа гражданина на себя, отсутствие каких-либо связанных с ним сотрудников. На сегодняшний день все чаще российские граждане применяют данный механизм заработка, изготовления и продажи товаров, оказания услуг.

Самозанятые граждане нередко применяют коммерческие обозначения для индивидуализации своей предпринимательской деятельности в рамках интернет-пространства. К примеру, при изготовлении тортов, иных кондитерских изделий, выполнения подрядных работ. При этом в интернет-пространстве осуществление предпринимательской деятельности является достаточно частым явлением и среди таких субъектов бизнес-сферы, как юридические лица, граждане, зарегистрированные в качестве ИП. Именно это обстоятельство обуславливает выдвижение нами предложения о законодательном закреплении за самозанятыми гражданами права применять коммерческое обозначение.

Таким образом, коммерческое обозначение представляет собой обозначение, применяющееся для индивидуализации предприятий и предпринимательской деятельности, реализуемой организациями, предпринимателями, самозанятыми гражданами, в том числе в интернет-пространстве, обладающее известностью в конкретной области деятельности и на конкретной территории, специфическими особенностями и выраженное в любой не запрещенной законодательством форме.

Список литературы

  1. Ожева З.Р. Исключительные права на коммерческое обозначение в предпринимательском праве Российской Федерации: проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2013. — 35 с.
  2. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.05.2015 № Ф08-2363/2015 по делу № А32-1519/2014 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.11.2020).
  3. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 17.05.2019 № С01-300/2019 по делу № А56-57032/2018 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.11.2020).
  4. Решение Суда по интеллектуальным правам от 22.01.2020 по делу № СИП-543/2019 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.11.2020).
  5. Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции"» // Собрание законодательства РФ. — 2019. — № 52 (часть I). — Ст. 7803.
  6. Шишкин Д.А. Гражданско-правовые формы использования фирменных наименований и коммерческих обозначений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Ростов н/Д, 2010. — 24 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: