УДК 342.4

К вопросу социальной защиты прав детей мигрантов в Российской Федерации

Астафьева Марина Владимировна – студентка Юридического факультета Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия.

Карданова Ирина Викторовна – старший преподаватель кафедры Государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия.

Аннотация: Авторами проанализированы нормы международного права и национального законодательства, вследствие чего выявлены проблемы осуществления социальных прав детей иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ. Предложены пути их решения.

Ключевые слова: Конституция РФ, дети, мигранты, иностранные граждане, лица без гражданство, временно пребывающие, права.

Согласно новой редакции Конституции РФ: «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим» (п. 4 ст. 67.1 Конституции РФ [1].

Права несовершеннолетних детей иностранных граждан и лиц без гражданства, или детей мигрантов (термин, использующийся повсеместно, несмотря на отсутствие его определения в российском законодательстве), должны быть обеспечены наравне с правами детей с российским гражданством (п.3 ст. 62 Конституции РФ).

Официальной статистики в отношении детей, прибывших с родителями иностранными гражданами и лицами без гражданства, т.е. не имеющих гражданство РФ, не имеется, однако можно найти информацию о постановке на миграционный учет в целом иностранных граждан и лиц без гражданства, которых за январь-сентябрь 2020 г. зарегистрировано 7 574 656 [2].

Проведенный нами анализ показал, что при реализации прав данной категории лиц имеются пробелы в законодательстве, которые нуждаются в более детальном изучении и восполнении пробелов.

Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в РФ регулируется международными нормативными правовыми актами и национальным законодательством РФ. Так, в частности, права детей мигрантов на международном уровне регламентированы в следующих основных документах: Всеобщая декларация прав человека 1948 г. [3] (содержит положения в отношении перемещения граждан и определения их гражданской принадлежности), Конвенция о правах ребенка 1989 г. [4] (содержит нормы, регулирующие перемещения детей мигрантов), а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. [5].

Регламентация вопросов въезда и выезда иностранных граждан в российском законодательстве осуществляется Федеральным закономот 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[6], а регламентация вопросов их пребывания— Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [7].

Как на национальном, так и на международном уровнях соблюдение прав граждан: на охрану здоровья, на образование, социальное обеспечение, которые к тому же напрямую связаны с охраной отцовства, материнства и детства, является важным показателем правового демократического государства. Вопреки данному положению условия для реализации социальных прав детей мигрантов ограниченны.

Так, при использовании права на образование возникает ряд проблем как при устройстве ребенка мигранта в образовательное учреждение, так и получение им дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования на достойном уровне, без подрыва индивидуального учебного процесса.

Гарантии общедоступности и бесплатности образования, предусмотренные Конституцией РФ, на практике в отношении детей мигрантов, не имеющих постоянной регистрации на территории РФ, не соблюдаются.

К примеру, в Москве в 2016 году сложилась такая ситуация, которая стала предметом рассмотрения Прокуратурой РФ. Гражданину Украины было отказано в зачислении ребенка в школу на основании отсутствия регистрации на территории РФ, при этом директор школы сослалась на Приказ № 32 Минобрнауки РФ, где было указано, что постановка на миграционный учет не равнозначна регистрации [8]. В результате, Прокуратура РФ указала на неправомерный отказ директора школы. Основание для этого стало разъяснение ВС РФ в одном из дел: «отсутствие перечисленных документов, предъявление которых носит дополнительный характер по отношению к личному заявлению родителя (законного представителя) ребёнка, не может являться основанием для отказа в приёме ребёнка в образовательную организацию при наличии в ней свободных мест» [9].

Таким образом, ограничение права на образование вследствие отсутствия регистрации по месту пребывания или жительства, не предусмотрено ни международными документами, ни национальным правом, а регламентация такого ограничения только противоречит указанным нормам права.

При осуществлении уже процесса образования, также имеется проблема отсутствия возможности беспрерывного получения российского образования. Так, при пребывании ребенка мигранта на основании визы или в безвизовом порядке (временно пребывающим гражданин), срок его нахождения на территории РФ не должен быть более 90 дней с момента въезда течение каждого периода в 180 дней [10]. В связи с чем в целях соблюдения миграционного режима, так как соответствующее основание для продления срока пребывания отсутствует в законодательстве РФ, такая категория граждан вынуждена прерывать учебный процесс в середине учебного года, что может отрицательно отразиться на качестве освоения образовательной программы.

И как верно отмечает Н.В. Полякова [11] при таких обстоятельствах возникает некая правовая неопределенность, с одной стороны, международным правом и национальным законодательством предусмотрена гарантияполучения общего образования, а с другой стороны, не установлено продление сроков их пребывания по указанным причинам.

Охрана здоровья также является одним из основных гарантий государства и не может быть ограничено, однако в данном аспекте дети временно пребывающих граждан также ущемлены в правах. Так, С 1 января 2010 года полис обязательного медицинского страхования может быть выдан только лицам, имеющим разрешение на временное или постоянное проживание. Временно пребывающие же мигранты не имеют права на его получение [12]. В связи с чем дети мигрантов будут вынуждены пи необходимости обращаться в платное медицинское учреждение, что ставит их в неравное положение с дети других категорий иностранных граждан и лиц без гражданства.

Таким образом, в российском законодательстве отсутствуют правовые нормы, регулирующие правовой статус детей мигрантов как особой категории субъектов миграционных отношений. Мы считаем, целесообразным законодательно закрепить положения, предусматривающие особенности прав детей мигрантов с целью устранения вышеуказанных пробелов. Данная необходимость в разработке и принятии соответствующих положений к тому же обосновывается целью устранения противоречия положениям Конституции РФ и международным документам, предусматривающим права указанной категории лиц, которая на наш взгляд, являются уязвимой в возможностях общения с родителем и воспитания с его стороны.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020г.) [Электронный ресурс].–Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (09.11.2020).
  2. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - сентябрь 2020 года. [Электронный ресурс].– Режим доступа: URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/21661064/ (09.11.2020).
  3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) [Электронный ресурс]. –
  4. Конвенция о правах ребенка, одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 (вступила в силу для СССР 15.09.1990). [Электронный ресурс].– Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (09.11.2020).
  5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)// Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17(1831).
  6. Федеральный закон от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»//Российской газете. 1996. № 159.
  7. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»//Российская газета. 2002. № 140.
  8. Хотите зачислить ребенка в школу? добро пожаловать в суд! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://refugee.ru/news/hotite-zachislit-rebenka-v-shkolu-dobro-pozhalovat-v-sud/ (09.11.2020).
  9. Решение Верховного Суда РФ от 27.08.2015 г. № АКПИ15-694 по заявлению Нассер К., Курбанова Н.У., региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие» о признании частично недействующими абзацев одиннадцатого и тринадцатого пункта 9 Порядка приёма граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. № 32[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71105178/ (09.11.2020).
  10. Постановление Правительства РФ от 09.06.2003 г. № 335 «Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы»//Собрание законодательства РФ. 2003. № 24. Ст. 2329.
  11. Полякова Н.В. Проблемы административно-правового регулирования положения несовершеннолетних мигрантов// Вестник Воронежского института МВД России. – 2017.– № 1.– С. 189-195.
  12. Федеральный закон от 29.11.2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ»// Российская газета. 2010. № 274(5353).