Проблемы обеспечения адвокатской тайны в контексте нового законодательства Республики Казахстан

Ищанова Гульнар Тулемисовна – кандидат юридических наук, ассоц. профессор кафедры Права Казахского национального аграрного исследовательского университета.

Аманжолов Жайсанбек Меирбекович – кандидат юридических наук, ассоц. профессор кафедры Права Казахского национального аграрного исследовательского университета.

Сатбаева Айжан Муратовна – кандидат юридических наук, ассоц. профессор кафедры Права Казахского национального аграрного исследовательского университета.

Аннотация: Авторы рассматривают некоторые вопросы участия адвоката в гражданском судопроизводстве в свете принятого Закона об адвокатской деятельности и юридической помощи. Даны рекомендации в части предоставления адвокатам возможности знакомиться с охраняемой законом тайной или её определённой частью, как в ходе уголовного, так и в ходе гражданского судопроизводства; необходимости введения поправок касательно сроков рассмотрения адвокатских запросов в сторону уменьшения.

Ключевые слова: адвокат, тайна, судопроизводство.

Введением Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» от 2018 года, взамен Закона РК «Об адвокатской деятельности» от 1997 года были созданы некоторые усовершенствования для правового статуса адвоката в гражданском судопроизводстве, однако новый Закон вызвал бурные обсуждения в обществе как в Республике Казахстан, так и в международном сообществе касательно независимости адвокатуры, возможности введения государственной адвокатуры и других проблем. В то же время, были устранены далеко не все практические и теоретические проблемы правового статуса адвоката в гражданском судопроизводстве.

Так, по названию нового Закона видно, что полностью узаконена была не только адвокатская, но и юридическая помощь. Ранее юристы оказывали юридическую помощь на стадии гражданского судопроизводства на основе доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, то есть представителем в суде мог быть вчерашний выпускник университета. Такие положения были предусмотрены утратившим силу с 01 января 2016 года Гражданским процессуальным Кодексом Республики Казахстан (пункт 7 статьи 59 ГПК РК в редакции утратившей силу).

В 2016 году введён новый Гражданский процессуальный Кодекс Республики Казахстан (далее по тексту – ГПК РК), в котором в п. 6 ч. 1 ст. 58 были с 22 июля 2019 года введены изменения о том, что оказывать юридическую помощь имеют право члены палаты юридических консультантов. В свою очередь согласно статьям 75, 83 Закона, теперь для представительства в гражданском судопроизводстве недостаточно иметь только высшего юридического образования, но необходимо иметь еще двухлетний стаж по юридической специальности, а также пройти аттестацию в виде комплексного тестирования на знание законодательства Республики Казахстан [4].

С одной стороны, данное усовершенствование позволило адвокатам быть ближе к лицам, нуждающимся в квалифицированной юридической помощи за счёт исключения на рынке юридических услуг юристов на основе лишь диплома о высшем юридическом образовании. Поэтому данная новелла, как шаг на пути к повышению качества юридической помощи, видится нам укрепляющей роль адвоката и его правового статуса в гражданском судопроизводстве.

Между тем, уравнение юристов с адвокатами, оказывающими одну и ту же юридическую помощь на наш взгляд стирает особенности правового статуса адвоката в гражданском судопроизводстве.

Кроме того, новым законом отменены необходимые для участия в гражданском судопроизводстве ордера, которые ранее выдавались в подотчёт коллегиями адвокатов, имели печать и индивидуальный номер, что создавало определенные неудобства для адвокатов. Теперь, вместо ордера введен уведомительный порядок, а именно форма уведомления утверждена министерством юстиции, саму форму адвокат может скачать на сайтах коллегий адвокатов и заполнить её самостоятельно. Адвокат также обязан вести отчёт выписанных им уведомлений, однако такой отчёт теперь в коллегию адвокатов не предоставляется.

Однако остались до сих пор нерешенными ряд теоретических и практических вопросов, проблем, связанных с правовым статусом адвоката в гражданском судопроизводстве.

В частности, по смыслу статей 59, 60 ГПК РК представитель имеет те же права, что и представляемый. Данное положение вещей на наш взгляд не отвечает в полной мере требованиям части 3 статьи 13 Конституции Республики Казахстан, в соответствии с которой на адвокатуру возложена обязанность каждому оказывать именно квалифицированную юридическую помощь [6]. Иными словами, объем прав адвоката в гражданском судопроизводстве относительно объема прав того, кому адвокат оказывает помощь не должен быть отождествлён, а должен быть расширен на наш взгляд. На это косвенно указывает смысл части 2 статьи 35 Закона, смысл которой заключается в недопустимости отождествления в одном лице адвоката и его доверителя [1].

В частности, по смыслу пунктов 2, 8 части 3 статьи 33 Закона, адвокат имеет право адвокатского запросу на получение необходимой ему информации, том числе если такая информация содержит законную тайну, но только если это необходимо по уголовному делу [1].

Следовательно, истребование такой информации в рамках гражданского судопроизводства не представляется возможным. Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 170 УПК РК, если проведение точного расчета по гражданскому иску не представляет возможным в рамках уголовного судопроизводства, то уголовный суд вправе передать вопрос о рассмотрении иска в другой суд для рассмотрения гражданского судопроизводства [7].

Поэтому информация, составляющая тайну и добытая адвокатом в ходе уголовного производства, на наш взгляд может быть использована в ходе гражданского судопроизводства, если приговор по уголовному делу вступил в законную силу. Однако, даже в рамках уголовного производства, как это закреплено в пункте 8 части 3 статьи 33 нового Закона, ознакомление адвоката с информацией, составляющей тайну не представляется возможным ввиду противоречия этой нормы другим законам. Так, по смыслу части 2 статьи 17 Закона РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», адвокат не входит в круг лиц, которые вправе запрашивать копии документов из регистрационного дела, такими могут быть только судья, прокурор, следователь, банкнотные управляющие и ликвидационные комиссии. Иным лицам, указанная информация предоставляется с согласия правообладателя [2].

Аналогичные положения приводятся и в части 9 статьи 28 Предпринимательского Кодекса РК по смыслу которой только правоохранительные органы и суды могут, получать информацию, составляющую охраняемую законом тайну [5].

Между тем, согласно части 4 статьи 73 ГПК РК, если сторонам трудно добыть доказательства, то суд оказывает в этом содействие. В соответствии с частью 1 статьи 46 ГПК РК, участники имеют право знакомиться с делом. Следовательно, в случае необходимости суд всё равно затребует информацию, составляющую тайну третьего лица и адвокат со своим доверителем вправе с ней ознакомиться. Однако ГПК РК не содержит требований о написании стороной по гражданскому делу, либо её представителем расписки о неразглашении информации, составляющей тайну, ставшей известной при ознакомлении с гражданским делом, как это делается по уголовным делам. При этом законодательством не предусмотрена ответственность за разглашение информации, ставшей известной именно таким способом. При указанных обстоятельствах, не видим причин не предоставить адвокатам возможность знакомиться с тайной в целях оказания квалифицированной юридической помощи своим доверителям в ходе гражданского судопроизводства.

За разглашение такой тайны кроме как суду в целях оказания юридической помощи адвокатом, в том числе своему доверителю, который может использовать тайну не по назначению, можно предусмотреть меры административной или дисциплинарной ответственности в отношении адвоката. В момент предоставления такой информации можно предусмотреть обязательное написание адвокатом соответствующей расписки о неразглашении, как это делается в уголовном производстве.

Считаем, что адвокат, оказывающий квалифицированную юридическую помощь своим доверителям, т.е. не в своих личных интересах, имеющий высшее юридическое образование, аттестованный Министерством Юстиции – в большинстве случаев имеет более высокую степень правосознания относительно лица, которому оказывает помощь. Поэтому, вероятность недобросовестного использования адвокатом тайны видится минимальной на наш взгляд. Кроме того, сроки рассмотрения по обращениям адвокатов и по обращениям физических лиц практически ничем не отличаются: адвокат – 10 рабочих дней; физическое лицо – 15 календарных дней, что усматривается из части 8 статьи 36 Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» и из части 2 статьи 9 Закона РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» [3]. 

Таким образом, правовой статус адвоката в гражданском судопроизводстве практически ничего ему не дает в сравнении с правовым статусом его доверителя в этом же гражданском судопроизводстве касательно возможности собирания доказательств, раскрывающих законную тайну третьих лиц и сроков рассмотрения обращений, запросов тогда как в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Конституции и Законом, на адвокатуру, в том числе и в ходе гражданского судопроизводства возложена задача по реализации права каждого на получение именно квалифицированной юридической помощи, тогда как в силу требований части 3 статьи 39 Конституции, права, предусмотренные частью 3 статьи 13 Конституции ни в каких случаях, не подлежат ограничению. 

В этой связи мы предлагаем, как минимум приведение вышеназванных Законов РК в соответствие с нормами пункта 3 статьи 13, части 3 статьи 39 Конституции путём предоставления адвокатам возможности знакомиться с охраняемой законом тайной или её определённой частью, как в ходе уголовного, так и в ходе гражданского судопроизводства, также необходимо введение поправок касательно сроков рассмотрения адвокатских запросов в сторону уменьшения. Предлагаемые нововведения и поправки на наш взгляд кардинально изменят роль адвоката и его правовой статус в рамках гражданского судопроизводства.

Список литературы

  1. Закон Республики Казахстан от 5 июля 2018 года № 176-VI «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» // https://online.zakon.kz/document/?doc_id=33024087#pos=50;-44.
  2. Закон Республики Казахстан от 26 июля 2007 года № 310-III «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» / https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30118294.
  3. Закон Республики Казахстан от 12 января 2007 года № 221-III «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» / https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30086115.
  4. Кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V «Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан» // https://online.zakon.kz/document/?doc_id=34329053#pos=53;-62.
  5. Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан» // https://online.zakon.kz/document/?doc_id=38259854.
  6. Конституция Республики Казахстан 1995 г. // https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1005029.
  7. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V // https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31575852.

Интересная статья? Поделись ей с другими: