Профилактические меры для предотвращения совершения служебных правонарушений на государственной службе

Путилина Ольга Анатольевна – студент магистратуры Донского государственного технического университета.

Аннотация: В статье авторами раскрывается вопрос о понятии служебного правонарушения. Выявляются причины противоправного поведения государственных служащих. В ходе подготовки статьи были сформулированы основные профилактические тезисы, которые позволили бы существенно снизить уровень профессиональной противоправной деятельности с среде государственной службы.

Ключевые слова: государственная служба, государственная гражданская служба, государственный служащий, правонарушение, профилактика правонарушений.

Начиная освещать тему о проблемах, которые присутствуют в рядах современной государственной службы, необходимо обратиться, в первую очередь к этимологическому разбору проблемы, а именно определить, чем же является «государственная служба» и как она может быть связана с понятием «государственного или должного нарушения, а иногда и правонарушения». Отечественный законодатель закрепил понятие «государственной службы» в части 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации «О системе государственной службы Российской Федерации», от 27.05.2003, № 58-ФЗ, в рамках которой изучаемое нами понятие трактуется как: профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий. К числу таких полномочий, к примру входят полномочий полномочия Российской Федерации, ее субъектов, органов государственной власти субъектов Российской и т.д.

Отметим, что на сегодняшний день система государственной службы включает в себя три основных звена:

  1. Государственную гражданскую службу;
  2. Военную службу;
  3. Иные виды службы, к которым, в свою очередь, может относится служба в правоохранительных органах, федеральной антимонопольной службы и т.д.

Несмотря на, все правовое регулирование всех видов государственных служб происходит унифицировано на едином федеральном уровне, однако, регулирование отдельных организационных моментов осуществляется более специализированными правовыми актами. В то же время регулирование вопросов, связанных с соблюдением действующего отечественного законодательства, а также решение проблем, связанных с возникновением и разрешением правовых конфликтов, должно решаться именно на федеральном уровне.

Здесь стоит отметить, что сам вопрос о том, чем является должностное нарушение и какое отношение оно имеет к правонарушениям также представляет большой интерес. Если обратиться к этимологическому анализу понятия «правонарушения», то можно заключить, что оно представляет из себе конкретное нарушение какой-либо правовой нормы, содержащейся в конкретной части действующего российского или международного законодательства. Правонарушение как и любой элемент правовой системы имеет свои собственные признаки, к примеру:

  • противоправный характер, то есть нарушение действующей нормы права;
  • виновный характер поведение;
  • наличие вина, которым был причинен вред государству, обществу или его отдельным элементам, имуществу и т.д.

Что касается понятия служебное нарушение, то имеет несколько другое значение. Так, признаком служебных нарушений может выступает причинение тому органу, в котором служит виновный, определенного вида вреда. В то же время действующей законодатель не особо разносить указанный понятия в рамках, к примеру, вопроса о выборе меры юридического ответственности, которое можно было возложить на такое лицо. Подобную политику отечественного законодателя вполне может оправдать, так как совершение служащим таких действий причиняется его структуре, а именно структуре государственного органа, то есть самому государству в целом.

В настоящее время все правонарушители, вне зависимости от совершенных ими деяния могут быть осуждены к различным мерам юридической ответственности, включая, к примеру, ответственность дисциплинарную, материальную, гражданскую, уголовную и административную. Так, к примеру, статья 2.4 Кодекса об Административных правонарушениях посвящена административной ответственности должностных лиц, а рамках главы 30 Уголовного Кодекса Российской Федерации содержит целый перечень преступлений, который только при занятии одной из должностей государственной службы. Следует также напомнить, что ряд наказаний для государственных служащих содержит в себе запрет заниматься определенной деятельностью в течение определенного количества времени.

Таким образом, в рамках системы государственной службы Российской Федерации реализована достаточно мощная пенитенциарная система, предполагающая наказание государственного служащего за невыполнение или недоброкачественное выполнение своих должностных обязанностей. Однако, ее не всегда оказывается достаточной. Так, к примеру, по данных Генеральной прокуратуры Российской Федерации только за 2019 год было совершенно около 4000 преступлений в форме получения взятки (ст. 390 УК РФ). Более подробно срез представлен на рисунке 1.

Отметим, что полученные на графики показатели отражают, что в настоящее время с 2017 года в Российской Федерации вновь наблюдается всплеск активности государственной преступности. Указанно положение дел может и должно свидетельствовать о том, что помимо полного контроля за деятельностью государственных служб, а также применением пенитенциарных мер должны стоять меры профилактического характера.

1

 

Рисунок 1. Динамика преступлений по получению взятки. [1]

Здесь мы снова встает этимологический вопрос о том, что считать профилактической мерой, а что считать мерой предупреждающего. Обратившись к работам других авторов, мы пришли в выводу о том, что профилактикой правонарушений на государственной службе следует считать все профилактическую меру, то есть меру воспитательного характера [2]. В свою очередь, так эти нормы носят воспитательный характер, то они предполагают наличие открытого диалога между самими государственными служащими и государством, вышестоящим руководством, общественными структурами и обществом в целом.

Профилактика совершения должностных правонарушений должна базироваться сразу на нескольких уровнях. В первую очередь, государственный служащий должен четко осознавать, что от его качественной работы зависит не только его жизнь (хотя и его тоже, как и жизнь его судьбы), но и жизнь его страны, общества, в котором он родился и общества в котором он планирует жить. Здесь уместным представляется проведение различных патриотических мероприятий, позволяющих государственных служащим проникнуться историей страны, познакомится с ее жителями и изучить ее культурные особенности.

Немаловажное значение также играет психологический спектр государственной службы. Многие служащие, особенно молодые, испытывают стресс пребывая на достаточно серьезных должностях, что может привести к проблемам, затрагивающим профессиональную деформацию. В штате любого государственной службы обязательно должен находится психолог, который мог выявлять малейшие изменения в поведении государственного служащего, которые могли спдвогнуть его на совершение должностного правонарушения.

Не стоит также забывать о постоянной системе как карьерного, так иного любое премирования. Такое премирование способно вызвать у государственного служащего реальный интерес к продолжению качественного исполнения своих должностных обязанностей. Отметим, что в данном случае все социальные и иные гарантии, обязанные государственному служащему по закону должны быть предоставлены ему в полном объеме.

Еще одной важной чертой профилактической работы с государственными служащими является четко построенная система их профессионального обучения, подготовки, переподготовки и переподготовки кадров. При этом такую работу нужно нести совместно со специальными учебных заведениями, предоставляющими возможность обучения по программам государственного управления, муниципального управления, юриспруденции, финансов и аудитата, бухгалтерии и т.д. В рамках обучающих программ представляется возможность внедрение специальных курсивов, которые могли продемонстрировать будущим и уже состоявшимся государственным служащим хорошую и плохую модель поведения государственного служащего, а также отметить, какие методы воздействия будут применены к тому, кто совершит правонарушение, находясь в рядах государственных служащих.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что в настоящее время система профилактики правонарушений на государственной службе все еще требует улучшений и доработки. При этом попытки модернизации указанного направления уже есть, что может нам говорить о дальнейшей готовности российских властей работать в данном направлении.

Список литературы

  1. Показатели преступности в России. – Текст : электронный // Генеральная Прокуратура Российской Федерации. Портал правовой статистики : [сайт]. – URL: http://crimestat.ru/ (дата обращения: 01.10.2020).
  2. Наумов, И. А. Соотношение понятий "профилактика правонарушений" и "предупреждение преступлений" в российском праве / И. А. Наумов. – Текст : непосредственный // Диалог. – 2020. – № 1 (15). – С. 72-77.

Интересная статья? Поделись ей с другими: