УДК 34

Проблемы правового регулирования скрытой рекламы в сети «интернет»

Соколова Алина Сергеевна – студентка магистратуры Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева.

Аннотация: Интернет, на сегодняшний день, является основным средством передачи и распространения информации. Именно поэтому большинство рекламодателей прибегают к распространению скрытой рекламы. В статье исследуются проблемные вопросы соблюдения требований ФЗ «О рекламе», а также приведен сравнительный анализ регулирования скрытой рекламы в России и зарубежных странах.

Ключевые слова: скрытая реклама, Интернет, продакт плейсмент.

На сегодняшний день Интернет представляет собой площадку, где ежедневно размещаются огромные объемы информации. Спрос на потребление контента в сети Интернет растёт с каждым днем. Данный факт не мог не заинтересовать рекламодателей, которые стремятся охватить сегмент потребителей и в виртуальном пространстве.

Под скрытой рекламой понимают объявления, размещённые под видом рекомендаций в социальных медиа, размещение в печатных изданиях и аудиовизуальных произведениях. Проблема в данном случае возникает тогда, когда рекламодатели начинают игнорировать требования ФЗ «О рекламе». Попытки ФАС дать разъяснения на тему скрытой рекламы недостаточны для того, чтобы точно идентифицировать, что именно подпадает под данное определение.

В 2012 году Высший Арбитражный Суд дал разъяснения, относительно того, какие признаки информации могут свидетельствовать о наличии рекламного характера:

Так, наиболее известным случаем, связанным с распространением скрытой рекламы является спор между ООО «Русская Фильм Группа» и ОО «Юниверсал Пикчерз Интернешнл», предметом которого стало включение в отрывок художественного фильма Вий дорожного указателя, содержащего словесное обозначение «Хортиця». ФАС в данном случае указал на то, что буква «Х» была стилизована таким образом, что напоминала индивидуализацию названия одноименного водочного изделия, а не географического объекта.

Исходя из существующей судебной практики можно отметить, что ФАС и суды расширительно подходят к толкованию понятия «скрытая реклама». Согласно разъяснениям ФАС от 2011 года под распространение скрытой рекламы должны пониматься такие методы и способы, которые тем или иным способом влияют на сознание потребителя.

Для восполнения пробелов, существующих в российском законодательстве, предлагается обратить внимание на подход, существующий в США. Исходя из сравнительного анализа норм, регулирующих сходные правоотношения в США, можно сказать о том, что российское законодательство имеет существенные проблемы. Необходимо указать на то, что в действующий ФЗ «О рекламе» необходимо включить критерии раскрытия информации и характеристики ее в качестве рекламной.

В заключении хотелось бы отметить, что раскрытие информации относительно рекламного характера позволило бы увеличить доверие потребителей к просматриваемой информации в сети «Интернет». Вышеуказанные способы регулирования скрытой рекламы позволили бы снизить уровень игнорирования или недоверительного отношения к любой информации, транслируемой в медиа.

Список литературы

  1. Федеральный закон "О рекламе" от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ // Российская газета. №0 (4017).
  2. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2007 № 09АП-12635/2007-АК по делу № А40-50906/06-117-310 // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Измайлова Е. В. Product placement и скрытая реклама // Законодательство. 2012, № 8, с. 10 - 21. // http://base.garant.ru/57861212/#ixzz3SwkvJUW2.
  4. Акимова И., Гаспарян Э. Digital-реклама: запретить нельзя узаконить // Конкуренция и право. 2016, № 6, с. 30 - 34.
  5. Серебрякова А. А., Киевец Л.С. Ненадлежащая реклама и ее виды (из практики УФАС по Калининградиииииской области) // Реклама и право. 2013, № 1, с. 31 - 38.