gototopgototop

УДК 947.1:316.1 (575.2) (043.3)

Состояние социальной защиты детей в Кыргызской Республике

Марасулова Нурила Абдуваповна – кандидат исторических наук, доцент Ошского технологического университета.

Аннотация: Одной их актуальных социально-экономических и демографических проблем в современном Кыргызстане является социальная защита детей и обеспечения их устойчивого развития. С периода приобретения независимости Кыргызская Республика претерпела серьезные изменения, включающих ряд комплексных проблем политического, экономического и социального характера.

Ключевые слова: рынок, история, развития, населения, дети, экономика.

Переход страны к рыночной экономике и демократической системе управления, как и в других постсоветских республиках, вызвал резкое обеднение и ухудшение жизненного уровня большинства населения Кыргызстана. Произошли серьезные сбои в системе основных государственных услуг, таких как здравоохранение, образование и социальное обеспечение, оказывающих значительную поддержку семьям и детям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Наиболее остро и болезненно сложности переходного периода сказываются на мире детства – наименее защищенной части населения. К сожалению, сохраняющиеся тенденции дестабилизации политического и социально-экономического положения, безработицы и бедности населения Кыргызстана еще больше усугубляют положение детей. В сложившихся условиях особенно актуальными являются вопросы защиты социально уязвимых детей, в частности детей из бедных семей, работающих детей, детей-сирот и безнадзорных детей.

Актуальность исследуемой темы определяется также и тем, что, начиная с 1990-годов интерес к детской проблематике и детской политике, стал мировой тенденцией. Усиление внимания международного сообщества к проблеме детей связаны с возрастанием беспокойства политиков, гражданского общества и представителей научно-интеллектуальной сферы по поводу несоответствия сформировавшихся политических и экономических интересов требованиям детей и увеличением препятствий в сфере продвижения прав детей и повышения качества их жизни во всем мире. Это видно из глобальных вызовов, требующих принятия незамедлительных решений и мер по обеспечении детского благополучия. В настоящее время Кыргызстан, входивший в группу сравнительно «молодых» государств в историко-демографическом плане, стоит в русле этой мировой тенденции [1.26]. Глобальный характер политических, социально-правовых и экономических преобразований, происходящих в современном Кыргызстане, в свою очередь требует серьезного, всестороннего изучения возникающих проблем в развитии детей и их социальной защиты.

В указанном контексте исследование истории становления и развития социальной защиты детей, достижений и нерешенных вопросов реализации государственной детской политики в период постсоветского развития Кыргызстана приобретают особую актуальность и значимость.

Основной целью исследования является изучение истории становления и развития социальной защиты детей в Кыргызстане в условиях постсоветского реформирования.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:

  • исследовать положения детей Кыргызстана и выявить основные социально-экономические проблемы развития детей в условиях постсоветского реформирования;
  • проанализировать процесс формирования государственной детской политики в суверенном Кыргызстане, раскрыть противоречия в становлении институционального механизма по улучшению положения детей;
  • показать современное состояние и проблемы развития системы социальной защиты детей;
  • выявить особенности социальной защиты детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, определить приоритеты и новые подходы к государственной политике в данной сфере;
  • изучить основные направления деятельности международных и неправительственных организаций в сфере социальной защиты детей в Кыргызстане.

Проблемы, связанные с положением детей в независимом Кыргызстане, обусловлены комплексом факторов, вытекающих из общей социально-экономической ситуации в стране. Переход Кыргызстана к рыночной экономике и демократической системе управления, как и во многих других странах СНГ, вызвал резкое обеднение населения. Несмотря на то, что бедность в Кыргызстане охватила все социально-демографические группы, дети составляют наиболее массовую демографическую группу среди бедных жителей Кыргызстана [2.57].

Анализ основных причин, влияющих на детскую бедность, показывает, что самыми важными факторами детской бедности в Кыргызстане являются: положение родителей в занятости; размер семьи, в которой живет ребенок; проживание в многодетных и неполных семьях; проживание в молодой семье.

Несмотря на то, что многие издержки постсоветского переходного периода, такие как снижение доходов, массовая безработица, бедность, ослабление социального обеспечения и социальной поддержки являются общими, касающимися не только детей, но все же многие социально-экономические проблемы оказали существенное негативное влияние в первую очередь именно на детей. Поэтому в рамках данной диссертационной работы анализируются основные проблемы в таких трех ключевых областях детского благополучия, как здоровье, питание и образование. Наиболее острой социальной проблемой из них является проблема здоровья детей. Одной из важнейших характеристик здоровья детей являются показатели детской заболеваемости и смертности. Подводятся итоги исследования и делаются следующие выводы:

В период становления Кыргызской Республики как суверенного государства, несмотря на трудности переходного периода, основной целью становится стабилизация и активизация государственной политики в отношении повышения качества жизни детей, обеспечения полного соблюдения их прав и интересов. Реформирование системы государственного управления социальной сферой рассматривалось как необходимое условие создания целостного механизма реализации мер по улучшению положения детей. В рамках проводимых реформ социальная защита семьи и детей была признана приоритетным направлением государственной социальной политики и важнейшей функцией общества, всех его государственных органов и социальных институтов.

В условиях постсоветского реформирования государственная система социальной защиты детей в Кыргызстане претерпела существенные изменения. В настоящее время в республике сформировалась модель социальной защиты, которая снизила социальные гарантии со стороны государства и включает в себя: социальные выплаты; льготы для отдельных категорий детей и социальные услуги для детей с ограниченными возможностями. Кыргызская Республика, обеспечивая практическое осуществление социальной политики в отношении детей, в условиях бюджетного дефицита первостепенное внимание уделяла вопросам поддержки тех категорий детей и семей, которые находятся в особо трудных жизненных условиях, социально не защищены и требуют особого государственного и общественного внимания.

Несмотря на позитивные тенденции в совершенствовании системы государственных пособий семьям с детьми (отказ от универсальности семейных пособий, адресный подход к выплате определенных видов пособий наиболее нуждающимся семьям, увеличение их размеров и т.д.), в целом система социальной защиты семей с детьми в Кыргызстане все еще далека от международных стандартов. Становится очевидным, что разработка социальных стандартов защиты детей и дальнейшее совершенствование гарантий детства представляют собой длительную и объемную процедуру, предполагающую периодическое обновление, отражающее в целом инновационные процессы всей государственной политики в области семьи.

В Кыргызстане с первых дней обретения независимости международным сообществом проделана огромная работа в области разработки и реализации различных социальных программ защиты детства и помощи отдельным категориям детей. Процесс формирования в Кыргызстане государственной политики по социальной защите детей и ее совершенствование было бы невозможным без всесторонней финансовой, организационной, методической и информационной помощи международных и региональных организаций, благотворительных фондов, зарубежных бизнес-структур, а также сектора неправительственных организаций Кыргызстана.

При непосредственном содействии отечественных неправительственных организаций в стране были сделаны существенные шаги по развитию законодательной и институциональной основ государственной политики в сфере социальной защиты детей. В течение этого периода неправительственный сектор Кыргызстана приобрел значительный опыт в развитии гражданских инициатив по улучшению положения детей и оказания социальной помощи наиболее уязвимым категориям детей с использованием принципов совместного участия и социального партнерства.

Список литературы

  1. Социальная защита детей-инвалидов в постсоветском Кыргызстане: состояние и основные направления // Наука и новые технологии. – Бишкек, - № 7. – С.174-177.
  2. Проблемы социальной защиты детей-сирот в Кыргызстане: исторический аспект // Изденис (Поиск). Научный журнал Министерства образования и науки Республики Казахстан. – Алматы, 2009. - № 4. – С.143-148.
  3. Социальная защита безнадзорных детей в постсоветском Кыргызстане: проблемы и решения // Вопросы истории Кыргызстана. Научный журнал. – Бишкек, 2010. – № 3 (19). – С.34-40.
  4. Международное сотрудничество Кыргызстана в сфере социальной защиты детей // Вопросы истории Кыргызстана. Научный журнал. – Бишкек, 2010. – № 4 (20). – С.56-61.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail