УДК 1.091

Сущность практики и идеологии тоталитарных сект

Хотеева Маргарита Сергеевна – кандидат философских наук, доцент Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».

Аннотация: В статье поднимаются вопросы исследования идеологии и практики сектантства. Рассматриваются способы воспроизводства и распространения данного явления в современном российском обществе. Анализируются причины ухода людей в секты и возможности противодействия неосознанному вхождению в организации, имеющие часто корыстные или антисоциальные цели. Приводятся примеры работы и мероприятия, проводимые государством и церковью для устранения негативных последствий деятельности сект.

Ключевые слова: секта, сектоведение, религия, церковь, государство.

Тоталитарные секты – это религиозные (или нерелигиозные) организации, обладающие определенными признаками. Термин «тоталитарные секты» появился в начале 1990-х годов для обозначения новых движений. В данном смысле «под сектой следует понимать группу людей, опознаваемую по их манипуляциям, направленным на психологическую дестабилизацию своих адептов с целью добиться от них безусловного подчинения, уменьшения критического духа, разрыва с общепринятыми установлениями (этическими, научными, гражданскими, общеобразовательными), и представляющие собой опасность для индивидуальных свобод, здоровья, образования, демократических институтов». [5, с. 972].

Если говорить именно о религиозных сектах, то они могут придерживаться буддийского, исламского или христианского вероучений. Секты, как правило, используют учение и источники традиционных религий, при этом фальсифицируют их или применяют избирательно.

 Существуют также нерелигиозные секты, при этом в них проявляются все признаки религиозной деятельности. Нерелигиозные организации возводят в культ психологические или социальные потребности человека – стремление к развитию способностей, самосовершенствованию, власти, богатству, пропагандируют здоровый образ жизни, заботу об окружающей среде, детях и даже животных, приглашают что-либо изучать. Среди нерелигиозных сект встречаются оздоровительные, педагогические, связанные с управлением и бизнесом, культурно-исторические.

Все секты имеют иерархию, некоторые допускают определенную мобильность, переход на более высокие ступени в структуре организации. Такое может происходить в случае, если секта имеет разветвленную структуру – отделения, филиалы, и ей необходимо воспитывать новые руководящие кадры. Если же идеология секты имеет замкнутый характер, то в ней культивируется абсолютное подчинение лидеру (гуру, пророку) и изменения положения адептов внутри организации невозможны.

Возникновение и распространение разнообразных сект на территории Российской Федерации в последние десятилетия ХХ – начале ХХI века обусловлено, на наш взгляд, социальными и духовными причинами. Это распад Советского Союза, падение уровня жизни населения, разрушение идеалов, пересмотр исторических событий с одной стороны. С другой -стремление людей уйти от духовной изоляции, связанной с внедрением в человеческую жизнь электронных средств общения, нарастания социального давления на личность, внедрение новых стереотипов поведения и мышления, бытовая неосведомленность.

Исследователь тоталитарных сект Стивен Хассен отмечает, что в основе сектантской деятельности лежит использование деструктивного культа, разрушающего человеческую личность. Он выделяет два способа привлечения новых последователей в секту – «1) обманную вербовку; 2) использование контроля сознания, чтобы сохранить своих последователей зависимыми и покорными лидеру и доктрине». [7, с.40].

Обманная вербовка предполагает привлечение людей в организацию под предлогом значимых для них ценностей. Вербовщики не рассказывают правды о существовании в секте. Они делают акцент на определенных моментах, которые в данное время могут быть интересны будущему адепту, например, проблема одиночества, отсутствие понимания близкими людьми. Иногда это могут быть нейтральные вопросы, эксплуатирующие такие свойства человеческой души как стремление к познанию или желание участвовать в жизни общества, например, «хотите ли вы изучать Библию», «хотите ли вы участвовать в жизни птиц, строить для них скворечники», «хотите ли изучать мировую культуру». Все эти на первый взгляд ни к чему не обязывающие вопросы или естественные психологические потребности человека приводят его в организацию, в которой полностью трансформируется его сознание.

Второй отличительной особенностью секты, которую называет С. Хассен – это использование тотального контроля над личностью, в целях удержания людей в зависимости от лидера и идеологии.

После того, как человек оказался в секте, задачей ее организаторов становится удержать его. Для этого используют противоположенные способы - от погружения в исключительно благожелательную атмосферу до прямого запугивания. В некоторых случаях применяют насильственное удержание. Кроме этого, производится внедрение в психику человека деструктивной информации, которая отрицательно действует на восприятие окружающего мира.

На первом этапе используется метод погружения в атмосферу братства, любви, понимания. Новому адепту показывают все преимущества нахождения в организации, он понимает, что обрел здесь то, чего ему не хватало в мирской жизни. Его ценят, уважают, о нем заботятся. При этом от человека не требуют практически ничего. Культивируется приобщенность к коллективу, возможность простыми способами разрешить сложные вопросы. Организаторы обещают разрешить проблемы завербованного в секту. В секте Муна (Церковь Объединения) это называется «бомбардировка любовью». Человека возвышают, им восхищаются, льстят, делают комплименты - «неужели никто не говорил Вам, что Вы талантливы», «у Вас красивая речь», «у Вас необыкновенный вкус».

Постепенно прессинг начинает нарастать. Новичка отсекают от внешних информационных источников. Ограничивают, а затем полностью исключают внешние связи. Если родственники не приходят вслед за новым адептом в секту, организаторы постепенно исключают и родственников из среды общения своего адепта. Культивируется строгое подчинение лидеру. Полное доверие и безропотное послушание считаются истинными добродетелями и объявляются гарантией получения не только благ, но и спасения. Тотальное подчинение наступает тогда, когда контролируются не только контакты, связи и действия человека, но и его мысли. В секте создается система получения информации о каждом члене организации через друзей, посредством общения с проповедником, принуждением к ведению дневника, доступного вербовщикам, через молитву вслух. «Впав в зависимость и получив «кредит доверия», секта требует от нового «брата» вернуть его в виде исповеди. Боясь потерять расположение секты, человек вынужден выдать всю информацию о себе, в том числе и негативную. Эта информация используется, затем, для удержания человека в секте, для шантажа в случае необходимости». [8, c.34].

В результате, ослабленному в волевом отношении человеку внушают чувство страха. Прежде всего, это страх приближающегося конца света (Свидетели Иеговы) или мучение умерших родственников (секта Муна), если вербуемый не исполняет приказания лидера. В секте не поощряется индивидуализм, самостоятельность, сомнение, какая-либо критика, вопросы, обсуждение, тем более споры. Если адепт не следует необходимому алгоритму поведения, его «погружают в вакуум», прекращается радушее, дружелюбность, общение. Человек понимает, что от него хотят, подчиняется и расположение снова возвращается. Поскольку в трансформированном сознании адепта подавлено критическое мышление, он добровольно соглашается на различные манипуляции со своей жизнью и своим имуществом.

Последствием пребывания в секте для верующего становится разрушение личности человека, психологическое подчинение лидеру, а как следствие, превращение человека в политическую марионетку или религиозного фанатика, способного на любые террористические, антиобщественные, противоправные, безнравственные действия.

Государство, церковь, общественные организации противодействуют распространению сектантства на законодательном, общественном, психологическом уровнях. В последнее десятилетие деятельность сектантских организаций запрещена во многих городах России. Так «с 2015 по 2018 годы в России попали под запрет 70 таких организаций, 23 из которых носили религиозный характер. При этом 56 и осуществляли деятельность без образования юридического лица. Согласно экспертным оценкам, в России на данный момент действует около 500 деструктивных сект разной направленности». [4].

В конце 2018 года Совет Федерации выступил с инициативой создать единый реестр организаций религиозной и экстремистской направленности, обязать указывать в уставных документах соответствующий характер организации, а так же применять к ним все требования для юридических лиц. Государство инициирует создание юридической базы для подобных организаций, так как часто существуют лишь понятия «псевдорелигиозные», «деструктивные» организации. «Нам нужно сделать все возможное, чтобы пресечь деятельность таких организаций на территории России, оградить людей от посягательств на их психику, имущество, а иногда и жизнь», - заявила сенатор Е. Мизулина, глава рабочей группы Совета Федерации по подготовке предложений по совершенствованию законодательства по защите российских граждан от мошеннических действий сект.[4].

Православная церковь также изучает вопросы, связанные с сектанством, его идеологией и практикой. Православие озабочено распространением сект на территории Российской Федерации. В Православных учебных заведениях читаются курсы сектоведения, разрабатываются методы противодействия данному явлению в различных социальных средах. «Только широко распространяемая правдивая информация о тоталитарных сектах может затормозить их победоносное шествие по российским просторам и сократить число жертв религиозного тоталитаризма, которое сегодня, увы, измеряется сотнями тысяч», - отмечает А. Л. Дворкин, автор книги «Сектоведение. Тоталитарные секты». [1, С. 17].

Патриарх Кирилл в своих выступлениях часто обращается к проблеме деятельности сект на территории Российской Федерации. В частности, Патриарх призывал активизировать деятельность по противодействию сектантским организациям на Архиерейском Соборе 2017 года. «В Синодальном миссионерском отделе имеется структура, которая обеспечивает правовое консультирование епархий при их противодействии сектам. Следует расширить эту деятельность, чтобы рекомендации давались также в сфере профилактики сектантской угрозы и в сфере пастырского попечения о жертвах сект и об их семьях». [2]. По мнению Патриарха деятельность сект является угрозой церкви. «Вот в чем опасность – никто не знает подлинных целей тех людей, которые создают новые религиозные движения, привлекая туда адептов. Чаще всего, это направлено против кого-то. В России это всегда направлено против Русской Церкви. Не встречал ни одного сектанта, безразличного или доброжелательного по отношению к Русской Церкви». [6, с.241].

Представители церкви разрабатывают рекомендации для верующих и их родственников как избежать попадания в секту. Прежде всего необходимо проявлять критическое отношение к людям, предлагающим присоединиться к различным культовым мероприятиям, предлагающим дружбу или совместное изучение религиозной литературы. Желательно узнать историю и идеологию данной структуры, получить информацию о наставниках и руководителях, разобраться, какие у этой организации отношения с государством и другими конфессиями. «До того, как вы согласитесь принять участие в каком-либо мероприятии организации, попробуйте сами разузнать что-либо о ней. Если она называет себя христианской, поинтересуйтесь, что о ней думают представители традиционных христианских исповеданий вашего региона, если мусульманской – спросите у мусульман, буддийской – буддистов и т. п. Если же организация утверждает, что ее основателям удалось объединить в своем учении все существующие религии, пожалуйста, будьте особенно осторожны!» - пишет протодиакон Андрей Кураев. [6, с.33-41].

Можно добавить, что кроме церкви и государства имеет большое значение профилактическая работа СМИ, социальных организаций и учебных заведений, построение семейных отношений, выяснение причин и участие родственников в судьбе, втянутых в секту.

Список литературы

  1. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. - М; 2017 С.1020.
  2. Контент сайта tass.ru Патриарх Кирилл призвал оказывать церковную помощь жертвам сект, от 29.11.2017. Просмотрено 03.02.2020. Кураев А. Техника религиозной безопасности. Как не попасть в секту? https://www.pravmir.ru/texnika-religioznoj-bezopasnosti Просмотрено: 01.11.19.
  3. Кураев А. Техника религиозной безопасности. Как не попасть в секту? https://www.pravmir.ru/texnika-religioznoj-bezopasnosti Просмотрено: 01.11.19.
  4. Парламентская газета/www.pnp.ru, от 14.12.2018. Просмотрено: 03.02.2020.
  5. Религиоведение / Энциклопедический словарь. - М.; 2006. С.1256.
  6. Святейший Патриарх Кирилл: Секта всего – это направлено против кого-то.https://www.pravmir.ru/texnika-religioznoj-bezopasnosti Просмотрено: 01.11.19.
  7. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. – СПб, 2002. С.404.
  8. Хотеева М. С. Идеологические и практические приемы в деятельности деструктивных сект. Новая парадигма социально-гуманитарного знания. - Белгород, 2018.