Некоторые вопросы занятости мигрантов

Дюрягин Игорь Олегович – студент магистратуры кафедры Уголовного права и уголовного процесса Забайкальского государственного университета.

Аннотация: Автором статьи рассмотрен вопрос латентности преступлений, совершаемых мигрантами, формирования криминального сектора экономики (теневого), усилении криминогенности региона, разрастании социального противостояния между мигрантами и коренным населением, сотрудничестве части мигрантов с террористическими организациями, экономической дестабилизации и оттоке капиталов из страны.

Ключевые слова: иностранный гражданин, мигрант, коренное население, миграционная политика, трудоустройство.

Одним из важнейших направлений политики государства, является политика в сфере миграции. Миграционная политика обычно заключается в отношении государства к иностранным гражданам с точки зрения защиты экономических, культурных и иных национальных ценностей государства. Для защиты территории от неконтролируемых потоков иностранных граждан государства устанавливают пограничные пункты и устанавливают правила въезда и пребывания иностранных граждан, а также правила получения гражданства государства пребывания. От неконтролируемых потоков иностранных граждан в первую очередь страдает экономика государства. Так, например, в Россию часто приезжают граждане Азербайджана, Таджикистана для сезонных заработков. При этом не всегда иностранные граждане своевременно покидают пределы России по окончанию срока пребывания, тем самым переходя из разряда легальных мигрантов, в нелегальных. Нелегальное нахождение иностранных граждан порождает рост криминальных элементов в обществе, поскольку официально трудоустроиться он не может, соответственно либо должен работать нелегально, либо добывать пропитание по средством совершения преступлений, для завладения чужим имуществом.

Следует отметить, что в 2019 г. средняя зарплата мигранта в России составляла 30 000 рублей, что составляет примерно 360 000 рублей в год. При этом трудовые мигранты обычно берут патент на рудовую деятельность который составляет 4 000 рублей в год. [4] Фактически мигрант государству больше ничего не платит. В соответствии с данными Главного управления по вопросам миграции МВД России, мигранты принесли в казну России 57 млрд. рублей за 2018 г., то есть 1,7 млн. мигрантов приобрели патент [2]. На первый взгляд указанная сумма довольно большая, однако смотря с чем её сравнить, ведь указанный размер относится к легально зарегистрированным иностранным гражданам. Количество же нелегальных мигрантов намного больше.

Так, одной из наиболее серьезных проблем является уклонение лиц, присутствующих нелегально на территории России, от уплаты налогов, при этом нарастает нагрузка на социальную инфраструктуру. Так, фиктивная регистрация по месту жительства или отсутствие регистрации большого количества мигрантов, приводят к недоплате коммунальных платежей, повышенной нагрузке на различные службы. Таким образом, бюджет России недосчитывает несколько миллиардов рублей, которые не вносят в бюджет незаконные мигранты. Рассмотрев данные за 2015 г., можно отметить, что половина от въехавших в Россию иностранных граждан не встали на миграционный учет (въехали 17 млн., на учете состояли чуть больше 8 млн. иностранных граждан). Однако, зная указанные цифры невозможно точно посчитать, сколько в страну прибыло нелегалов. Помимо прочего, проблема заключается в том, что нелегальные мигранты живут большими семьями. Так, граждан Республики Узбекистан в России насчитывается более 2 млн. человек, согласно статистике в среднестатистической узбекской семье – 3 человека, однако в каждой седьмой семье 4 детей, в каждой десятой 5 и более.[3] Указанное свидетельствует о значительных недоплатах в бюджет России. При этом, Налоговый кодекс Российской Федерации [1] устанавливает повышенный подоходный налог на нерезидентов России, который составляет 30 %, однако работодатели не спешат делать подобные отчисления в соответствующие фонды. В случае работы на месте мигрантов граждан России, налоговые отчисления от работодателей составили бы от 1,62 трлн. до 2,75 трлн. рублей, при этом за мигрантов должны быть уплачены до 6 трлн. рублей. Всего же за трудовые патенты было собрано не более 57 млрд. рублей. Таким образом, потери федерального бюджета и иных фондов от наличия в стране мигрантов очевидны.

Кроме того, что иностранные лица осуществляют трудовую деятельность нелегально, они могут осуществлять незаконно предпринимательскую деятельность, а это приносит значительный ущерб государству, поскольку денежный оборот таких организаций отследить невозможно. Помимо прочего такой бизнес может быть связан с финансированием террористических организаций, а также способствовать распространению наркотических средств.

Вышеизложенное вредит не только внутреннему климату государству, но и внешнему, то есть авторитету к нему, что приводит к оттоку капиталу из страны. Чаще всего приезжая на заработки в Россию, иностранные граждане большую часть полученных доходов мигранты отправляются на родину для содержания семьи. Учитывая вышеуказанный среднестатистический доход иностранных граждан и их количество, можно предположить, что около 5 трлн. рублей в год уходит за рубеж. Данный факт оказывает большое влияние на рубль, в том числе имеет девальвационное значение. При этом указанная сумма анализируется только исходя из легальных переводов.

Таким образом, незаконная миграция является реальной угрозой национальной безопасности России. При этом, учитывая латентность рассматриваемых действий иностранных граждан можно говорить о низком уровне регистрации правонарушений и преступлений рассматриваемой сферы, что придает особую значимость рассматриваемому вопросу.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что объективно оценить уровень незаконной миграции иностранных граждан в Россию невозможно, поскольку замечается высокая латентность совершаемых проступков. Высокий уровень общественной опасности в формировании криминального сектора экономики (теневого), усилении криминогенности региона, разрастании социального противостояния между мигрантами и коренным населением, сотрудничестве части мигрантов с террористическими организациями, экономической дестабилизации и оттоке капиталов из страны. В конечном итоге контроль государства в рассматриваемой сфере должен быть особо бдительным, поскольку любые послабления вызывают ряд проблем в том числе экономических, политических, социальных и духовных.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации: федер. закон [от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с посл. Изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации – 1998. - № 31 – Ст. 3824.
  2. Доход от продажи патентов трудовым мигрантам в России в 2018 году составил 57 млрд рублей // Информационное агентство – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/6041110. (25 ноября 2020).
  3. Опрос: узбекистанцы рассказали, сколько детей должно быть в семье // Sputnik. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.sputniknews-uz.com/society/20170601/5535950/uzbeki-o-semie.html. (25 ноября 2020).
  4. Стоимость патента по регионам в 2019 году // Вестник мигранта: частная инициатива по просвещению иностранцев. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.vestnik-migranta.ru/2018/12/patent2019.html. (25 ноября 2020).