Некоторые вопросы социального аспекта в сфере миграции

Дюрягин Игорь Олегович – студент магистратуры кафедры Уголовного права и уголовного процесса Забайкальского государственного университета.

Аннотация: В статье рассмотрена проблема взаимоотношений иностранных граждан и местного населения, которая является важным элементом государственной политики. По мнению автора необходимость регулирования отношений между иностранными гражданами и местным населением обусловлено различием в первую очередь культурных и бытовых ценностей, предупреждением конфликтных ситуаций. В качестве разрешения спорных вопросов, предлагается официально закрепить такое понятие как «национальная диаспора».

Ключевые слова: иностранный гражданин, диаспора, миграционная политика, мигрант, нелегальный мигрант.

Политика в сфере миграции одно из наиболее важных направлений деятельности государства, поскольку защита границ территории и населения страны является основной функцией государства. Для защиты территории от неконтролируемых потоков иностранных граждан государства устанавливают пограничные пункты и устанавливают правила въезда и пребывания иностранных граждан, а также правила получения гражданства государства пребывания. За последние 5 лет мир столкнулся с массовым миграционным переселением населения земли, что невозможно оценить с положительной стороны. Так, за 2015 г. в Германию прибыло более 1 миллиона беженцев. Почти 430 тысяч из них прибыли из Сирии, порядка 154 тысяч – из Афганистана и примерно 122 тысячи – из Ирака. Указанное негативно повлияло на ситуацию в стране. С указанного периода произошел ряд нападений и терактов с участием выходцев из стран Ближнего Востока и северной Африки. Такая политика Ангелы Меркель подверглась критике не только со стороны оппозиции, но и со стороны соратников по правящей коалиции.[4] Проблема мигрантов, в частности незаконных вызывает высокое социальное напряжение. Иностранные граждане – это всегда представители другой культуры, другого мировоззрения, менталитета. Они оказывают свое влияние на социум, просматривается смешение культур. Которые не всегда могут ужиться друг с другом. Особую опасность представляют иностранные граждане находящиеся на территории страны нелегально. Для обеспечения своего выживания они собираются в группы по этническому признаку. Обычно такие группы не принимают местные обычаи, а наоборот продвигают именно свои идеологические взгляды, что приводит к обострению конфликтов на религиозной и культурной почве. Нелегальные мигранты и межэтнические конфликты имеют прямую связь, поскольку одно явление порождает другое. Иностранные граждане, которые оказались на территории России незаконно, выпадают из системы государственного управления, это означает, что государство, не зная о них, не может помочь адаптироваться. В тоже время мигранты, которые не получили соответствующую адаптивную помощь не могут интегрироваться в культурную среду, что приводит к конфликтам.

Главным образом политику государства в сфере миграции и ее контроля осуществляет ГУВМ МВД России, которое осуществляет мониторинг количества мигрантов в регионе и недопущение чрезмерного увеличения их количества, которое может повлечь появление безработных как со стороны мигрантов, так и со стороны коренного населения. Избыточное количество мигрантов приводит к эффекту накопления критической массы и социальным конфликтам[2]. Конфликты с нелегальным элементом приводят к возникновению конфликтов с находящимися в России на легальной основе, что подрывает национальное согласие в регионе. По мнению В.В. Лунеева, мигранты совершают преступления в отношении российских граждан в 3,6 раза чаще, чем российские граждане против них [1]. Указанный факт приводит к развитию новых межнациональных конфликтов. Рассмотрим статистику прошлых лет, так, в опросе приняли участие жители Казани, Набережных Челнов, Йошкар-Олы, Москвы, которые ответили на вопрос об отношении к мигрантам по шкале от 1 до 10 (1 – крайне отрицательно, 5 – нейтрально, 10 – крайне положительно). По результатам проведенного исследование 71 % респондентов поставили отметку от 1 до 6, при этом 38 % поставили отметку от 1 до 3, т. е. продемонстрировали резкое их неприятие. При подробном опросе респонденты указывали на наличие негативного опыта общения с приезжими, которые либо ведут себя грубо и вызывающе, пренебрегая общепринятыми нормами поведения, либо были участниками бытовых конфликтов с группой мигрантов. Около 26 % опрошенных ответили, что приезжие не желают изучать язык, историю и культурные нормы региона, в котором они живут; 36 % респондентов указали, что незаконная миграция и незаконное перемещение мигрантов внутри страны являются угрозой национальной безопасности; 29 % респондентов считают наличие мигрантов в стране полезным, так как они работают там, где отказывается работать коренное население (низкооплачиваемые, «грязные» работы).

ВЦИОМ приводит практически аналогичные цифры: 71 % россиян не поддерживают идеи упрощения процедуры получения российского гражданства для приезжих из СНГ; 31 % опрошенных выступают за ужесточение требований к мигрантам. Предложение о проведении амнистии для тех граждан стран СНГ, которые длительное время нелегально находятся в России, также воспринимается критично: против него выступают 60 % респондентов. Более того, граждане РФ называют «одной из самых реальных угроз» заселение страны представителями «чужих» национальностей.[3]

Главная вытекающая проблема складывается в том, что этнические группы, в поисках поддержки они начинают активно сотрудничать с международными террористическими организациями, такими как «Исламское государство». Нелегально пересекают границу и оседают в стране лица, являющиеся приверженцами запрещенных в России организаций, участники бандформирований, лица, находящиеся в международном розыске. Таким образом диаспоры могут негативно влиять на антитеррористическую обстановку в регионе, несмотря на активную работу государственных органов. Однако не стоит полагать что все приезжие являются криминальным элементом, с которым необходимо бороться. Большинство конечно являются законопослушными и не нарушают режим миграционного учета. Однако нарушившие его, потенциально становятся криминальным элементом системы, поскольку официальное трудоустройство такого лица невозможно, что приводит к нелегальной трудовой деятельности, теневым доходам, нелегальному бизнесу, неуплаты налогов в казну государства. Поскольку лица указанной категории чаще всего ищут защиту в соответствующих диаспорах, предлагается на законодательном уровне закрепить деятельность «диаспор», которые осуществляя свою деятельность способствовали правоохранительным органом самостоятельно выявлять лиц, нарушающих миграционное законодательство. Помимо прочего они могут официально содействовать соотечественникам, желающим получить гражданство России, путем юридических консультаций, сопровождений, поскольку часты случаи языкового и правового барьера. Данное обстоятельство может быть выгодным и самим диаспорам, поскольку дружественная атмосфера в стране пребывания уберегает от конфликтных ситуаций между местным населением и иностранными гражданами. В конечном счете диаспора выступит как мера общественного и государственного контроля за поведением иностранных граждан, которые планируют преступить закон. Диаспора не желая вступать в конфликт с законом сможет самостоятельно пресекать преступные попытки своих соотечественников.

Таким образом, проблема взаимоотношений иностранных граждан и местного населения является важным элементом государственной политики, которая влияет не только на внутреннюю, но и внешнюю политику государства. Необходимость регулирования отношений между иностранными гражданами и местным населением обусловлено различием в первую очередь культурных и бытовых ценностей, предупреждением конфликтных ситуаций. На основании чего полагаем необходимым официальное закрепление национальных диаспор в законодательстве. Для осуществления более качественного контроля за иностранными гражданами.

Список литературы

  1. Лунеев В.В. Проблемы криминализации и противодействия экстремизму // Гос-во и право. – 2009. – № 9. – С. 44-64.
  2. Терехов О.С. Динамика межэтнических конфликтов XX века: социально-философский и теоретико-исторический анализ: // автореф. дис. ... канд. философ. наук. – Новосибирск, 2008. - С. 78.
  3. МВД насчитало 10 миллионов мигрантов // Независимая газета. – 2018. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rg.ru/2018/12/21/v-mvd-nazvali-chislo-nelegalnyh-migrantov-v-rossii.html. (25 ноября 2020).
  4. Мигранты в Германии: права ли была Меркель? // BBC News. Русская служба [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/features-51501662 (25 ноября 2020).