Россия и ООН: проблемы взаимодействия в области миротворчества

Поздов Сергей Алексеевич – студент Института магистратуры и аспирантуры Саратовской государственной юридической академии.

Научный руководитель Зырянов Игорь Александрович – кандидат юридических наук, доцент кафедры Конституционного права имени профессора Исаака Ефимовича Фарбера Саратовской государственной юридической академии.

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы участия России в миротворческих операциях под эгидой ООН, показывается, что в настоящее время роль ООН в мировых процессах снижается вследствие серьезных противоречий внутри Совета Безопасности ООН.

Ключевые слова: ООН, Совет Безопасности ООН, миротворческие операции.

Пандемия коронавируса, экономическая война США и Китая, множество локальных войн в Арабских странах, которые приводят к неизбежному росту миграционных процессов, все эти факторы приводят к тому, что современный мир стремительно меняется, разрушаются связи, которые нарабатывались десятилетиями, и страны бывшие партнерами перестают быть таковыми (США и ЕС) и наоборот, страны, геополитические интересы которых во многом противостоят друг другу начинают сближаться (Россия и Китай).

На фоне всех этих глобальных изменений очень интересны темы взаимодействия РФ с такими глобальными международными институтами как ООН, тем более, что роль ООН в современном мире продолжает меняться. Так, совсем недавно, глава МИД РФ Сергей Лавров подчеркнул, что ООН должна и дальше играть центральную роль в разрешении международных проблем и угроз. Он отметил, что эта тема особенно актуальна в настоящее время, когда многие страны пытаются пересмотреть или вовсе игнорировать роль Организации, которой в этом году исполняется 75 лет.

Россия как государство-основатель и постоянный член Совбеза обеспокоена попытками разрушить ООН.

"Наша страна, как государство-основатель ООН и постоянный член Совета Безопасности, придает особое значение этому юбилею, – цитирует министра Сергея Лаврова телеканал "Россия 24". – Считаем, что он должен послужить дальнейшему укреплению центральной координирующей роли Организации в мировых делах, объединению международных усилий по противодействию современным вызовам и угрозам, построению подлинно справедливых и равноправных отношений между государствами". [3]

Согласно пункта 31 Указа Президента РФ от 30.11.2016 N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации" [1] «…Россия намерена участвовать в международной миротворческой деятельности под эгидой ООН и в рамках взаимодействия с региональными и международными организациями». То есть, миротворческая деятельность выступает одним из приоритетных направлений внешнеполитической деятельности: «…благоприятным образом сказывается на обеспечении национальной и военной безопасности страны, закреплении за ней статуса одной из ведущих держав мира». [6]

Российская Федерация провозглашает, что данная деятельность должна осуществляться именно под эгидой ООН. Между тем, как писал В.В Путин в своей авторской статье, для американского журнала The National Interest о деятельности ООН «в настоящее время возникает определенная напряженность, она не такая эффективная, какой могла бы быть». Однако, добавил, что ООН по-прежнему выполняет свою основную функцию, в частности благодаря принципам, лежащим в основе Совета Безопасности. [2]

Ярким примером такой неэффективности явилась ситуация в Сирии, когда США, Великобритания и Франция, без санкции Совета Безопасности (СБ) ООН произвели обстрел Сирийской Народной Республики 14 апреля 2018 года.

То есть, проблема взаимодействия России и ООН в плане проведении миротворческих операций упирается в отсутствие единой позиции внутри самой организации объединенных наций, ставшим уже традиционным противостоянии России и Китая с одной стороны и стран входящих в блок НАТО с другой стороны. В такой ситуации, у России просто нет иного выхода, как действовать не под эгидой ООН, как провозглашается в Концепции внешней политики Российской Федерации, а принимать самостоятельные решения, учитывая лишь мнения заинтересованных стран, и не противоречие уставу ООН, как и произошло в ситуации с Сирийской Демократической Республикой, поскольку РФ не располагает мандатом Совета Безопасности ООН.

В настоящее время приходится констатировать снижение роли ООН в современных мировых процессах, как это и признал Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. [2] По сути, у стран входящих в совет безопасности ООН в настоящее время имеется один эффективный рычаг для влияния на мировые процессы – право вето, и как верно указала В.В. Путин в случае отмены права вето ООН станет похожа на Лигу Наций — «встречу для пустых разговоров без каких-либо рычагов влияния на мировые процессы». [5]

Между тем, Устав ООН напрямую возлагает на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Конкретные миротворческие операции осуществляются на основе мандатов, предоставленных Советом Безопасности Организации Объединенных Наций. [4] То есть, фактически ООН в современных условиях не выполняет ту функцию, для которой создавалась. И как уже было показано выше, причина этого, имеющиеся внутренние противоречия.

Единственным выходом для России, в такой ситуации представляется выработка на основе Устава ООН собственной Концепции международной миротворческой деятельности, для формирования единой правовой базы участия России в миротворческих операциях. Представляется, что данная Концепция должна обязательно учитывать позицию официальной власти страны, в которой планируется проведение миротворческой операции, а также основываться на общепризнанных принципах ООН. Думается, что данную Концепцию стоило бы принять в скорейшем времени, поскольку ближайший конфликт, в котором России с очень высокой вероятностью предстоит выступить в роли миротворца – конфликт между Арменией и Азербайджаном.

Таким образом, приходится констатировать, что в настоящее время приходится констатировать сложность взаимодействия России с ООН в плане проведения миротворческих операций. Вызвано это тем, что внутри Совета Безопасности ООН отсутствует мнение по ключевым мировым вопросам. Также считаем важным в дополнение к Концепции внешней политики Российской Федерации выработку Концепцию участия России в миротворческих операциях.

Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 30.11.2016 N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016, N 49, ст. 6886.
  2. В ООН согласились с критикой Путина в адрес организации // https://iz.ru/1025423/2020-06-19/v-oon-soglasilis-s-kritikoi-putina-v-adres-organizatcii (дата обращения: 28.08.2020).
  3. Лавров: Россия обеспокоена попытками разрушить ООН // https://www.vesti.ru/article/2447220 (дата обращения: 28.08.2020).
  4. Мандаты и правовые основы для миротворческой деятельности // https://peacekeeping.un.org/ru/mandates-and-legal-basis-peacekeeping (дата обращения: 11.10.20).
  5. Путин назвал безответственными призывы отменить право вето в СБ ООН // https://iz.ru/1025371/2020-06-18/putin-nazval-bezotvetstvennymi-prizyvy-otmenit-pravo-veto-v-sb-oon (дата обращения: 28.08.2020).
  6. Шамаров П.В. Международная миротворческая деятельность России: о концептуальных аспектах // Академическая мысль. 2019. №1 (6). С. 116 – 119.

Интересная статья? Поделись ей с другими: