gototopgototop

Конституционный суд Российской Федерации в системе органов государственной власти

Горобцова Мария Владимировна – магистрант Калужского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции.

Аннотация: В статье оценивается роль Конституционного Суда РФ, а также изучаются исследовательские позиции по заявленной тематике. Автор формулирует и обосновывает точку зрения о том, что необходимостью является определение правового статуса данной судебной инстанции в судебной системе и в органах государственной власти в целом.

Ключевые слова: Конституционный Суд Российской Федерации, система органов государственной власти, судебная система.

В соответствии с Конституцией РФ на территории нашей страны имеют место три ветви власти, представленные исполнительной, законодательной и судебной властью соответственно. В рамках судебной системы существует такой орган, как Конституционный Суд. Несмотря на тот факт, что он давно функционирует на территории нашей страны, еще правовой статус до сих пор не определен. Представляется вполне естественным, что это стало предметом изучения ученых, а решение данного вопроса вызывает множество дискуссий. Точки зрения нередко характеризуются как полярные, но все исследователи сходятся в том, что Конституционный Суд РФ является важнейшим органом государственной власти.

Рассматривая существующие исследовательские позиции по данному вопросу более детально, отметим, что одна группа исследователей указывает на взаимосвязь между правовым статусом данного органа и Конституцией РФ, а также соответствующим федеральным законом. Обусловлено это тем, что этот закон полностью посвящен Конституционному Суду РФ, а также рассматривает его как структурный элемент судебной системы. Однако не меньший интерес представляет вторая точка зрения, согласно которой, Конституционный Суд РФ необходимо выделить в самостоятельную (обособленную) ветвь власти. И, наконец, третья точка зрения представлена тем, что Конституционный Суд должен выполнять функции контрольно-надзорного органа, а не функции органа законодательной власти, за что голосуют представители второй группы.

Представляется, что максимально эффективная деятельность системы органов государственной власти едва ли представляется возможной без конституционно-правового механизма мониторинга и контроля деятельности данной системы. Указанный механизм должен быть направлен, кроме прочего, на проверку соответствия нормативных актов, а также решений и предписаний положениям действующего законодательства. Полагаем, что в качестве такого механизма вполне может выступать деятельность Конституционного Суда.

Также в рамках представленного исследования стоит отметить, что отличие исполнительной и законодательной власти от судебной власти состоит в том, что судебная власть не находится в зависимости от политического курса. Более того, для судебной власти характерна стабильность в связи с чем, конституционная судебная власть выступает в качестве ключевого органа конституционного контроля. В качестве особенности данного органа выступает то, что еще на первоначальном этапе развития Конституционный Суд РФ создавался и осуществлял свою деятельность для защиты конституционного строя, а также прав и свобод человека, обеспечения верховенства Конституции. Можно заключить, что данный орган был создан для обеспечения основных прав, гарантий и интересов, которые нашли свое отражение в Конституции. Более того, можно сделать вывод о том, что Конституционный Суд является полноценным субъектом государственной власти, который обеспечивает реализацию ограничений власти в пользу принципов права.

На современном этапе развития правовой статус Конституционного Суда, являющегося государственным институтом, регламентируется положениями главы Конституции Российской Федерации. Одновременно с этим, полномочия данного органа нашли свое закрепление в Федеральном законе Российской Федерации «О Конституционном Суде Российской Федерации» [2]. Полагаем, что аспекты правового регулирования его статуса позволяют разграничить данный орган от системы судебной власти в целом. Более того, в данных целях можно обратиться к положениям статьи 125 Конституции РФ, в которых есть указание на его полномочия [1]. Представляется, что в Конституции попросту нет норм, регулирующих правовое положение какого-либо судебного органа кроме Конституционного Суда, что подтверждает его важность и значимость.

Можно констатировать, что правовая регламентация полномочий КС РФ со стороны Конституции является свидетельством особого положения этого органа, который обеспечивает существование РФ как государства, имеющего демократический строй. Кроме того, данный орган обеспечивает стабильность системы государства в политическом процессе, что также является важным аспектом. Это позволяет говорить о том, что Конституционный Суд занимает особое положение в системе государственных органов, однако нельзя не согласиться с тем, что его целесообразно отграничить от судебной власти и рассматривать как независимый и самостоятельный орган.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. – 2014. – № 163.
  2. О Конституционном Суде Российской Федерации : Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ // Российская газета. – 1994. – № 138 – 139.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail