УДК 331.225.3

Вебинар, как объект ноу-хау. Способы правовой защиты

Коршунова Наталья Владимировна – бакалавр Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина.

Аннотация: Представленная тема имеет огромное значение, ввиду активного развития рынка, открытия новых продуктов, а главное их популярности. Вместе с тем право не успевает развиваться столь же быстро, что представляет большую угрозу для предпринимателей (особенно, начинающих свой бизнес). Отсутствие инструментов защиты влечет к неправомерному использованию чужого труда, нанесению финансовых рисков, а вместе с тем, ущерба репутации. В своей статье я провела анализ между способами защиты ноу-хау, которые используются сейчас в России и теми, что разработали и применяются в США. Мною представлены пробелы Российского законодательства в области ноу-хау и аргументы, необходимые для возобновления рассмотрения новых методик защиты исключительного права.

Предприниматели, разработавшие курсы(вебинары), результатом своего творческого труда должны иметь актуальные способы защиты для их неправомерного использования.

Неоднозначное отношение к природе ноу-хау порождает возникновение сложностей, начиная от базисного подхода, до правовой охраны секретов производства в целом. Одновременно с этим, стремительный рост новых продуктов на рынке, относящихся именно к «секретам производства» подталкивают на изучение имеющихся и разработку новых подходов для защиты исключительного права на секрет производства (ноу-хау).

Ключевые слова: ноу-хау, секрет производства, соглашение о конфиденциальности, вебинар.

В соответствии со ст. 1465 ГК РФ : «Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.»

Учитывая универсальность ноу-хау, многие ученые (в том числе В. Никитин) в качестве сведений составляющих ноу-хау выделяет:

  1. сведения о результатах научных исследований;
  2. техническая и технологическая документация;
  3. результаты опытов и испытаний;
  4. методики;
  5. материалы исследования применяемых технологий и технологических процессов;
  6. прогнозируемые оценки рыночной конъюнктуры;
  7. тенденции развития техники и технологий;
  8. сведения о поставщиках и покупателях;
  9. информация об условиях и ценах по договорам, которые заключаются или о заключении которых ведутся переговоры.

Точного определения, что такое вебинар в российской юридической науке нет. Можно определить его, как эффективный способ обучения, основанный на систематизировании навыков и умений автора для их дальнейшей передачи пользователю. Способов проведения вебинаров множество, от заранее записанных видеофайлов до онлайн конференций.

Рассмотрим вебинар, как объект ноу-хау. Несмотря на огромное разнообразие предлагаемых вебинаров, они включают в себя общие черты такие как: разработанные автором методики, проведение исследования и анализа, составление обучающих материалов и т.д Все это возникает посредством творческого труда автора, включающее в себя высокую коммерческую ценность. Одно из ключевых требований к секрету производства: «действительная или потенциальная коммерческая ценность вследствие неизвестности ее третьим лицам». Продвигая свой продукт, автор делится методиками, в отношении которых провел системный анализ или приводит свой личный опыт и главными целями являются: получение коммерческой выгоды и развитие своей репутации.

Доступные материалы так же имеют свою коммерческую ценность, ввиду продвижения репутации автора.

 Большинство вебинаров разрабатывается популярными блоггерами и рекламируется в Инстаграмм. Их тематика разнообразна: «гайды здорового питания» , «бизнес-консалт», «для себя» и т.д, но каждый из них продается, как обучающая методика, разработанная автором, основываясь на личном опыте, разработанные посредством проведения анализа и т.д.

Как следует из судебной практики вебинары рассматриваются только, как объект авторских прав. Постановление СИП от 30 марта 2016 г. по делу N А41-24690/2015:

«Судами установлено, а материалами дела подтверждается, что истец в обоснование заявленных требований указала, что Корянова Т.А. является автором и правообладателем составного произведения "Технология покупки с аукциона по банкротству" и всех входящих в него материалов, которое создано ею в феврале - марте 2013 года, и является уникальным авторским обучающим курсом, представляющим собой структурированную систему знаний, оформленную в виде обучающих видео-уроков (курсов), сопровождаемых визуальными материалами - слайдами (визуальными презентациями) и домашними заданиями (авторскими ситуационными задачами)».

Однако, оформление вебинара, как ноу-хау способствует оценке интеллектуальной собственности. Применительно к материальной части будет известно о финансовом ущербе, в случае раскрытия секрета производства.

Ввиду неоднозначной структуры вебинара, его нельзя отнести исключительно к объектам авторских прав или ноу-хау. Исходя из его высокой коммерческой ценности он является объектом ноу-хау, но сама структура (стиль проведения, план и т.д) – относятся непосредственно к авторским правам.

Большинство блогеров/стартаперов сталкиваются с неправомерным копированием текстов, видеофайлов, а в исключительных случаях «бывшие ученики» записывают вебинар и перепродают его по заниженной стоимости. Данный факт приносит реальный финансовый ущерб правообладателю. Самый оптимальный способ защиты вебинара ознакомление всех пользователей с соглашением о конфиденциальности.

Однозначно можно сказать о том, что перед запуском нового продукта, необходимо провести ряд мер для его охраны правообладателем. В первую очередь, перед проведением вебинара, необходимо, ознакомить всех пользователей с соглашением о конфиденциальности (далее- СК). СК должен содержать в себе перечень, что является конфиденциальной информацией, она может включать в себя: видеофайлы, таблицы, скрипты и т.д, а также подробно описывать ответственность в случае неправомерного копирования. Во-вторых, нанесение на видеофайлы, фото и т.д обозначения (пример: Товарный знак).

На сегодняшний день российским законодателем предусмотрены такие способы защиты вебинара, как:

Проводя сравнительный анализ в области актов, содержащих понятие и способы защиты ноу-хау в США мною, был рассмотрен Единообразный закон о торговых секретах 1979 г. (Uniform Trade Secrets Act).

Данный акт содержит следующее понятие торгового секрета — это коммерческая, финансовая, научная, техническая и экономическая информация (включая модели, чертежи, программы, формулы, идеи, прототипы, методики, технологии, процедуры или коды, хранящиеся любым способом, но не ограничиваясь перечисленным), которая:

1) обладает независимой экономической ценностью, действительной или потенциальной, в силу того что она не является общеизвестной и ее невозможно легко получить законным образом для других лиц, которые могли бы получить выгоду от ее раскрытия и использования;

2) является предметом адекватных обстоятельствам усилий по сохранению ее секретности (объем необходимых мер определяется исходя из конкретных обстоятельств и должен соответствовать принципу разумности. В ходе судебного разбирательства оцениваются технические средства, использованные для защиты информации, а также общая политика компании в сфере информационного обмена с третьими лицами).

В качестве способа защиты прав потерпевшей стороны устанавливается возможность взыскания реального ущерба и неосновательного обогащения со стороны нарушителя. Вместо этого управомоченное лицо может взыскать с нарушителя роялти разумного размера. В случае особо злостного поведения виновного лица суд вправе применить меру ответственности в виде возмещения убытков в двойном размере.

Данные меры защиты, применяемые в США, не используются и не рассматриваются законодательством РФ. Однако сумма, для покрытия нарушения авторских прав и ноу-хау, обусловлена в первую очередь тем, что раскрытие уникальных методик, предложенных автором, нанесли бы ему сокрушительный урон для получения коммерческой выгоды в дальнейшем.

В настоящее время появляется огромное количество новых «продуктов», которые завоевывают доверие и привлекают внимание тысячной аудитории. Их разнообразие велико и одновременно с этим возникает вопрос о его правовой охране. Исходя из сложного и неоднозначного отношения к ноу-хау, существует несколько способов для его охраны. Вместе с тем прогресс в коммерции подталкивает на поиск и/или разработку новых решений по защите ноу-хау.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ [15].
  2. Никитин В.В. Исключительное право на секрет производства (ноу-хау): вопросы учета и налогообложения // Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 11.
  3. Единообразный закон о торговых секретах 1979 г. (Uniform Trade Secrets Act).