Пономарева Екатерина Владимировна − воспитатель ГБОУ ДО ДТДиМ «Восточный».
Аннотация: Статья посвящена проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к чтению. В статье раскрыты возможности использования фольклорной сказки как средства приобщения детей к чтению. Рассмотрены принципы, последовательность, этапы ознакомления дошкольников с народной сказкой.
Ключевые слова: дошкольники, фольклор, фольклорная сказка, народная сказка, предшкольная подготовка, подготовка к школе, чтение, приобщение к чтению, дошкольный возраст.
В настоящее время многие педагоги и психологи обеспокоены проблемами в познавательно-речевом развитии детей раннего и дошкольного возраста: существует факты отсутствия активной речи у детей до 4, а в редких случаях и до 6 лет: речь не разнообразна, дети не стремятся экспериментировать со звуками, со словообразованием. Несмотря на то, что желание к познанию окружающего мира у детей особенно раннего возраста велико, малыши не хотят и не могут выражать свои просьбы, потребности, впечатления с помощью речи.
Одним из мощнейших средств формирования познавательно-речевой активности детей является художественная литература, а в частности – русская народная сказка.
Дети старшего дошкольного возраста очень любят заниматься и стремятся не только к познанию окружающего мира, но и проявляют способности к словотворчеству, театрализованной деятельности, проявляют фантазию в процессе игры.
В книге от «от 2 до 5» К. И. Чуковский отмечал: «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка» [7]. Вот почему для активизации речевого творчества и познавательной активности детей дошкольного возраста используются русские народные сказки.
По мнению К.Д. Ушинского народная сказка имеет ряд особенностей: она читается детьми легко, потому, что существует тенденция повторения одних и тех же слов и оборотов, и из этих постоянных повторений складывается нечто целое, которое наполнено и интересом и увлекательным смыслом и запоминающимися динамическими действиями. [6]. Народные сказки понятны детям, в них нет тайного подтекста, вся суть сюжета лежит на поверхности, герои сказок реалистичны (волк, заяц, лиса и т.д.), поэтому знакомы и понятны детям. Так же русская народная сказка первой открывает перед малышами мир добра и зла, радости и грусти, смелости и страха. Дети знакомятся с героями сказок, запоминают их, по хорошим и плохим поступкам персонажей и сами учатся различать, как можно поступать, а как нельзя.
Дети старшего дошкольного возраста не только с удовольствием слушают сказки, воспроизведенные взрослым, но и проявляют интерес и способности к пересказу любимых сказок [2]. Посредством этого развивается активная диалогическая речь, то есть взрослый задает вопросы ребенку по сюжету сказки, тем самым побуждая его к ответу, в свою очередь детям очень нравится внимание взрослого и способность самому задать вопрос, таким образом, и получается диалог [2]. Народные сказки, раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями.
При этом происходит развитие познавательной активности. Ребенок познает окружающий мир через те действия, которые совершают герои, время года, в которое происходит то или иное событие, улавливает социальные роли и взаимоотношения сказочных героев, в дальнейшем принимая их на себя. Например, «посадил дед репу – весна, пошел дед репу тянуть – осень», «баба по сусекам поскребла, по амбару помяла, замесила тесто…», «мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку и вытянули репку!», малыш увлечен сюжетом и с помощью взрослого способен дать оценку действиям персонажей, высказать свое мнение.
Русскую народную сказку не только можно читать или рассказывать, но и инсценировать и драматизировать, что еще более расширяет кругозор дошкольников, вызывает «живой» интерес и доставляет им массу положительных эмоций [1].
По мнению О. С. Ушаковой необходимо соблюдать определенную последовательность ознакомления детей со сказкой, которая включает в себя:
При воспроизведении народных сказок предпочтение нужно отдавать рассказу, а не чтению по книге, потому что при рассказывании взрослый имеет контакт с ребенком глаза в глаза, причем ведется разговор с каждым слушателем. Появляется возможность жестикулировать, ребенку видна мимика «сказителя», а это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует лучшему пониманию основного смысла сказки.
При рассказывании сказок необходимо придерживаться общих дидактических принципов [1]:
При осуществлении последнего принципа, можно пользоваться различными приемами:
Такие исследователи как Е. А. Флерина, Л. И. Гурович, О. С. Ушакова, М. М. Алексеева, Б. И. Яшина и др. сходятся во мнении, что любое занятие по ознакомлению детей с художественной литературой, а в данном случае с народной сказкой должно иметь структурную логику, этапы освоения материала:
Можно сказать, что методика знакомства детей дошкольного возраста с русской народной сказкой отличается своеобразием, предусматривающим не только слушание ребенком произведений, но и его участие в действии-игре, в общении с исполнителем и персонажем [1].
В заключении хочется добавить, что слушание русской народной сказки доставляет каждому ребенку огромное удовольствие, радуют своим удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием близким быту и интересам детей. Они незаметно для ребенка открывают и настойчиво внедряют в его сознание важнейшие и вечные духовные ценности, позволяют сформировать познавательно-речевую активность и многое другое.
Список литературы