Игнатенко Мария Евгеньевна – учитель МБОУ «Калачевская СОШ» Прокопьевского МО Кемеровской области.
Аннотация: В статье рассмотрены особенности индивидуального проектирования старшеклассников в соответствии с ФГОС СОО на базе центров «Точка роста». Также представлен опыт по подготовке индивидуальных итоговых проектов.
Ключевые слова: центр «Точка роста», современная школа, проектная деятельность, индивидуальный итоговый проект, научное исследование, метапредметные результаты.
Основной целью федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта "Образование" является создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Это предъявляет высокие требования к условиям организации учебного процесса.
В нашей школе данный проект реализуется посредством внедрения Школьной Цифровой образовательной платформы Сбербанка, Яндекс.Учебника по информатике, а также через деятельность центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
«Точка роста» – федеральный проект, нацеленный на предоставление образования в рамках цифрового и гуманитарного профиля. Цель его создания – сокращение разрыва, наблюдаемого между школами, расположенными в городах и селах.
На базе нашей школы центр «Точка роста» был открыт в сентябре 2019 года.
Среди оборудования Центра – современные ноутбуки, 3Dпринтер, квадрокоптеры, оборудование для работы с виртуальной реальностью, тренажеры-манекены и наборы для обучения оказанию первой медицинской помощи, инструменты для уроков технологии, наборы ЛЕГО конструирования.
В ходе работы массовыми учебными и социокультурными мероприятиями охвачено большинство учащихся 1-11 класс, всего около 200 человек. Самыми популярными занятиями внеурочной деятельности являются «Роботекс» и «Шахматы». Школьники являются постоянными участниками областных и районных мероприятий, педагоги представляют свой опыт на конференциях и активно публикуют статьи в сборниках.
Рисунок 1. Внеурочная деятельность, проводимая на базе центра «Точка роста».
Данные центры были задуманы, в том числе для обучения школьников проектной деятельности.
В настоящее время метод проектной деятельности – неотъемлемая часть образовательного процесса. Он мотивирует обучающихся на развитие творческих способностей, самостоятельную работу, поиск информации и получение окончательного продукта. Знания имеют особенность устаревать и требуют постоянного обновления, поэтому школьников необходимо научить приобретать их самостоятельно для решения разнообразных образовательных задач.
Современным старшеклассникам важно научиться прогнозировать свою деятельность и управлять ей, предупреждать ее последствия, адаптируясь в постоянно меняющихся условиях обучения и жизни в целом. Наиболее эффективным для достижения этих целей является метод проектов.
В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования необходимо больше внимания уделить развитию навыков проектирования и проектной деятельности школьников.
Сегодня каждый ученик должен быть обучен проектной и исследовательской деятельности. И это не случайно, ведь именно в процессе самостоятельной работы над созданием проекта формируются абсолютно все универсальные учебные действия, требуемые ФГОС СОО.
В 2020/2021 учебном году в штатном режиме все образовательные организации Российской Федерации перешли на ФГОС среднего общего образования. Согласно ФГОС СОО индивидуальный проект в 10–11 классе является особой формой организации деятельности обучающихся.
Большую помощь в организации деятельности по подготовке и защите индивидуальных итоговых проектов сельским школам помогают центры «Точка роста».
В нашей школе подготовка и защита индивидуальных проектов проходит уже не первый год и с 2019 года в данный вид работы включились педагоги центра «Точка роста», на базе которого тоже идет подготовка проектов.
За это время разработаны и внесены изменения в учебный план, составлены необходимые приказы, положения и программа об индивидуальном итоговом проекте, введены занятия внеурочной деятельности «Первые шаги в науку» и «Эрудит», которые помогают выстроить учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в соответствии с принципом преемственности результатов на всех образовательных уровнях. Кроме того, создано научное общество школьников (далее НОШ) «Исследователь», которое объединяет учащихся 2-11 классов, изъявивших желание заниматься научной деятельностью.
Программа «Проектная деятельность старшеклассников» рассчитана на 2 года и предполагает разработку и защиту индивидуальных итоговых проектов.
С введением индивидуального итогового проекта в учебном плане школ должны быть предусмотрены элективные курсы, необходимые для написания данного вида работы.
Каждый год должен утверждаться график работы над проектом (педсовет №1, август). В течение первого года учащиеся закрепляются за руководителями, выбирают темы проектов, знакомятся с основами проектной деятельности, проводят эксперимент. Работа проводится в консультационном режиме во внеурочное время.
Второй год предполагает анализ и обработку полученных данных, оформление проекта. В декабре для учащихся 11 класса организуется предварительная защита с целью выявления уровня готовности и корректировки. Приказом школы утверждаются предметные комиссии и график предзащиты.
Итогом освоения программы «Проектная деятельность старшеклассников» является защита проектов, на которую каждый ученик представляет: паспорт проекта; пояснительную записку; презентацию проекта, продукт; краткий отзыв руководителя, содержащий характеристику работы учащегося в ходе выполнения исследования. Защита проходит в мае на зачетной неделе.
Индивидуальный проект делает возможным привлечение сторонних специалистов для оказания помощи обучающихся. С открытием новых современных центров в этом отпадает необходимость, поскольку в сельских школах появилось необходимое оборудование, которые школьники с удовольствием осваивают.
Нужно отметить, что школьников интересуют разнообразные темы: «Фанфикшен, как жанр современной литературы», «Инфляция. Как это касается меня?», «Смертная казнь: за и против», «Биотопливо – экологически чистое топливо», «Физика в лыжном спорте», «Влияние рукоделия «Бисероплетения» на психо-эмоциональное состояние», «Музыка в жизни современной молодежи.
На базе центра были разработаны проекты «3D-миниатюры объектов транспортной магистрали «Дорога жизни» (создание 3D-миниатюр объектов транспортной магистрали «Дорога жизни», изучение работы 3D принтера), «Безопасные дороги будущего» - (изучение дорожной обстановки посёлка Калачёво для выявления потенциала опасностей и возможности их уменьшения, съемки проводились с помощью квадракоптеров) и др.
Учащиеся работают с интересом, предлагают педагогам новые идеи.
Список литературы