Стратегии развития эмоционального интеллекта на занятиях по дисциплине «иностранный язык» в вузе

Филатова Елена Александровна – кандидат философских наук, доцент кафедры Иностранных языков Омского государственного педагогического университета.

Аннотация: Рассмотрены теоретические обоснования и возможные практические реализации некоторых стратегий развития эмоционального интеллекта на занятиях по иностранному языку с целью повышения эффективности межличностной коммуникации, самооценки и академической успеваемости студентов.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, стратегии, социальное и эмоциональное функционирование, успеваемость, иностранный язык, студенты.

Сложно переоценить положительную роль развития эмоционального интеллекта (ЭИ) студентов, поскольку именно ЭИ дает возможность более эффективно реализовывать коммуникационное взаимодействие в социуме, развитие отношений, навыки межличностного общения, самоопределение себя и собственной самооценки, адаптацию среди студентов, умение справляться со стрессами, получать высокий академический результат.

Под эмоциональным интеллектом (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) принято понимать некую сумму навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. [1]

Понятия социального и эмоционального функционирования играют ключевую роль в студенческой жизни, где ЭИ охватывает способность студентов эффективно и продуктивно использовать эмоции адаптивным образом. ЭИ, являясь прежде всего социальным навыком, тесно связан с гибкими навыками (англ. soft skills) и с личностными качествами и установками. Поэтому представляется возможным говорить о целесообразности использования педагогом на занятиях по дисциплинам коммуникативного блока, к которым в том числе относится дисциплина иностранный язык, инструментов для развития ЭИ студентов. Тем самым повысить способность не только понимать эмоции, но и умение работать с ними; управлять с одной стороны собственной самооценкой, с другой - негативными эмоциями и реакцией в ответ на них. Навыки межличностного и эмоционального управления могут играть ключевую роль в том, чтобы помочь студентам лучше справляться со сложными аспектами учебной жизни, поэтому можно говорить о связи между ЭИ и академической успеваемостью.

В качестве одной из стратегий развития ЭИ на занятиях по иностранному языку, представляется способ практиковать «активное слушание». Психолог Брэдли Буш, автор книги «Наука обучения», основываясь на аргументе, что менталитет, отношение и мотивация студентов являются ключом к настойчивости и усилиям, предлагает активно слушать их. Рекомендуется развивать двусторонний, подлинно интерактивный диалог со студентами, который подразумевает:

  • сосредоточение внимания как на себе, так и на студенте во время диалога;
  • быть в курсе его невербальных сигналов;
  • подтверждение того, что вы прослушали соответствующие ответы;
  • поддержание осведомленности о происходящем [2].

В рамках реализации профессионально ориентированного обучения иностранному языку в вузе, тематика и содержание данного диалога будут обусловлены направленностью и профилем обучающихся. В то же время работа в формате диалогической речи подразумевает эмоционально-экспрессивную окраску, которая может быть имитированной (если диалог задан преподавателем), или же действительной (если диалог представлен авторским текстом студентов на основе личностных событий).

Такой подход особенно актуален, когда педагогу важно обеспечить обратную связь и в значительной степени соответствует эмпирическим исследованиям, поддерживающим связь между активным слушанием и мотивацией.

Следующей стратегией развития ЭИ являются упражнения по самосознанию. Поскольку самосознание включает в себя настройку на наш внутренний диалог, упражнения, помогающие построить самосознание, могут стать первым шагом к тому, чтобы бросить вызов этим иррациональным процессам. С этой целью на занятиях по иностранному языку оправдано использовать лексические и фонетические задания, включающие психоэмоциональный содержательный компонент. Это могут быть упражнения на осмысление и заучивание цитат, высказываний, умозаключений с глубоким философским, жизненным смыслом известных личностей различных сфер деятельности: науки, искусства, политики, права, медицины, бизнеса, международно признанные авторитеты в области мотивации, постижения секретов лидерства и развития личности. Или же задания типа «Продолжи фразу…», где наряду с грамматическим и лексическим материалами, будут включены психологические аспекты самоопределения себя. Таким образом, помощь учащимся в развитии самосознания является одним из способов помочь им справиться с такими проблемами, как экзаменационный стресс или тревога перед тестированием или публичным выступлением и, в то же время, пополнить свой активный словарный запас новыми словами, устойчивыми выражениями, фразеологизмами, модальными глаголами, грамматическими структурами.

Очередная стратегия развития ЭИ связана с навыками социального общения: упражнение направлено на развитие у студента уверенности в себе. При работе с партнером, упражнение позволяет адекватно выразить свои чувства, одновременно повышая уверенность в себе и самооценку. В этом упражнении студентам предлагается начать беседу, который включает в себя обращение к кому-то с просьбой о чём-то, выражая при этом свои чувства. Чтобы начать упражнение, целесообразно составить «список социальных проблем» и сделать колоду карточек. В идеале каждый вызов должен отражать социальную ситуацию, связанную со студентом и соответствовать его возрасту, либо специфику его будущей профессиональной деятельности. На основании этого подбирается содержательный лексико-грамматический контекст. Затем каждый учащийся случайным образом выбирает карточку и выполняет задание. Сроки представления работы варьируются в зависимости от сложности и объема задания и встраивается в учебный график.

Таким образом, ЭИ является одной из важнейших предпосылок интеграции инициатив по социально-эмоциональному обучению в академические программы вузов, где важнейшей идеей является внедрение стратегий развития ЭИ в гуманитарные области учебной программы, что позволит повысить эффективность современных образовательных технологий.

Список литературы

  1. Smith, M.K. Howard Gardner and multiple intelligences, The Encyclopedia of Informal Education, 2002. http://www.infed.org/thinkers/gardner.htm (Дата обращения 13.12.2020)
  2. Busch B., Watson E. The Science of Learning: 77 Studies that Every Teacher Needs to Know. Routledge, 2019 - 188 p.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail