Калачикова Карина Сергеевна – студент Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.
Аннотация: Одной из ключевых задач современной педагогики является развитие логических универсальных учебных действий учащихся, в том числе, умения строить логическую цепочку рассуждений. Данное умение представляет собой совокупность умений выделять основные признаки, применять математическое моделирование и делать умозаключения. Помимо владения данными умениями ученик должен уметь применять их в нестандартной ситуации. В статье анализируются проблемы, препятствующие развитию умения младших школьников строить логические цепи на уроках математики, а также методы их решения.
Ключевые слова: педагогика в начальном образовании, логические универсальные учебные действия, логическая цепь рассуждений.
Все чаще современный педагог может столкнуться с таким термином, как универсальные учебные действия. Кажется, что он присутствует абсолютно везде: научные издания твердят о необходимости развития данных навыков, начиная с со ступени начального образования, педагоги всех направлений разрабатывают прогрессивные методики и стремятся включить задания, способствующие развитию УУД, в ход урока, даже родители все больше внимания уделяют развитию не столько предметных умений, столько «умению учиться» своих детей. Значение универсальных учебных действий действительно очень велико, ведь они способствуют саморазвитию учащегося и предоставляют ему возможность ориентироваться в разных областях познания.
По мнению А.Г. Асмолова, логические УУД представляют собой процесс организации исследовательской деятельности, который реализуется с помощью логических операций. В данную группу входят такие умения как анализ, синтез, сравнение, классификация, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, выдвижение и обоснование гипотез, доказательство и построение цепи рассуждений [1]. Важно отметить, что все вышеперечисленные виды действий взаимосвязаны между собой и выполняются не раздельно, а в совокупности. Таким образом, после одного действия обязательно следует другое и этот процесс повторяется до тех пор, пока поставленная задача не будет решена. В данной статье будет рассмотрен такой вид логических УУД как построение цепи рассуждений.
Актуальность развития умения строить логическую цепь рассуждений определяется тем фактом, что без достаточного уровня владения данным навыком учащийся не сможет в дальнейшем успешно освоить учебную программу. Это связано с тем, что умение строить логические цепочки является надпредметным и необходимо для изучения любой дисциплины школьного курса.
На данный момент существуют следующие проблемы развития навыка младших школьников строить логическую цепь рассуждений:
Подводя итог, можно сделать следующие выводы о методах решения проблем, возникающих при развитии умения младших школьников строить логические цепи рассуждений:
Список литературы