Проблемы развития умения младших школьников строить логические цепочки на уроках математики

Калачикова Карина Сергеевна – студент Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.

Аннотация: Одной из ключевых задач современной педагогики является развитие логических универсальных учебных действий учащихся, в том числе, умения строить логическую цепочку рассуждений. Данное умение представляет собой совокупность умений выделять основные признаки, применять математическое моделирование и делать умозаключения. Помимо владения данными умениями ученик должен уметь применять их в нестандартной ситуации. В статье анализируются проблемы, препятствующие развитию умения младших школьников строить логические цепи на уроках математики, а также методы их решения.

Ключевые слова: педагогика в начальном образовании, логические универсальные учебные действия, логическая цепь рассуждений.

Все чаще современный педагог может столкнуться с таким термином, как универсальные учебные действия. Кажется, что он присутствует абсолютно везде: научные издания твердят о необходимости развития данных навыков, начиная с со ступени начального образования, педагоги всех направлений разрабатывают прогрессивные методики и стремятся включить задания, способствующие развитию УУД, в ход урока, даже родители все больше внимания уделяют развитию не столько предметных умений, столько «умению учиться» своих детей. Значение универсальных учебных действий действительно очень велико, ведь они способствуют саморазвитию учащегося и предоставляют ему возможность ориентироваться в разных областях познания.

По мнению А.Г. Асмолова, логические УУД представляют собой процесс организации исследовательской деятельности, который реализуется с помощью логических операций. В данную группу входят такие умения как анализ, синтез, сравнение, классификация, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, выдвижение и обоснование гипотез, доказательство и построение цепи рассуждений [1]. Важно отметить, что все вышеперечисленные виды действий взаимосвязаны между собой и выполняются не раздельно, а в совокупности. Таким образом, после одного действия обязательно следует другое и этот процесс повторяется до тех пор, пока поставленная задача не будет решена. В данной статье будет рассмотрен такой вид логических УУД как построение цепи рассуждений.

Актуальность развития умения строить логическую цепь рассуждений определяется тем фактом, что без достаточного уровня владения данным навыком учащийся не сможет в дальнейшем успешно освоить учебную программу. Это связано с тем, что умение строить логические цепочки является надпредметным и необходимо для изучения любой дисциплины школьного курса.

На данный момент существуют следующие проблемы развития навыка младших школьников строить логическую цепь рассуждений:

  1. Процесс построения логической цепи вызывает сложность у учащихся, поскольку подразумевает владение одновременно навыками выделения основных компонентов, построения математической модели и умением делать умозаключения. Кроме того, зачастую необходимо применять вышеперечисленные навыки в нестандартных ситуациях. [2, с. 5-9].
  2. Несмотря на требования, предъявляемые ФГОС НОО к уровню владения УУД, не все учебные программы в достаточной мере содержат задания, способствующие развитию данного навыка. В связи с этим, на плечи ответственного педагога возлагается дополнительная нагрузка по поиску подходящих заданий и их внедрению в ход урока, что требует компетентности в данном вопросе.
  3. Зачастую задания, связанные с построением логических цепочек, определяются как задания повышенной трудности и не являются обязательными для решения учащимися. Из-за этого ученики, имеющие низкую и среднюю успеваемость, не уделяют им достаточно внимания и их уровень развития данного навыка оставляет желать лучшего.
  4. Задания, направленные на умение строить логические цепочки, при неправильном подборе не только остановят процесс развития данного умения, но и могут демотивировать учащегося изучать материал.
  5. По большей степени, внимание построению логической цепочки уделяется во время уроков математики, остальные же уроки зачастую содержат очень малую часть заданий, направленных на развитие этого умения, несмотря на то, что умение строить логическую цепь необходимо для успешного освоения любого предмета школьного курса.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы о методах решения проблем, возникающих при развитии умения младших школьников строить логические цепи рассуждений:

  1. Обязательное включение заданий, способствующих развитию навыка построения логической цепи рассуждений, в ход урока.
  2. Подбор индивидуальных заданий, соответствующих зоне ближайшего развития ученика и позволяющих максимально раскрыть его творческий потенциал.
  3. Задания должны быть понятны ученику, соответствовать его интересам и способностям.
  4. Развитие умения во время изучения всех учебных дисциплин, а не только на уроках математики.

Список литературы

  1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя – М. : Просвещение, 2008. – 151 с.
  2. Поспелов, Д.А. Моделирование рассуждений. Опыт анализа мыслительных актов – М.: Радио и связь, 1989. – 184 с.