Задачи открытого типа как средство развития умения младших школьников строить логические цепочки

Калачикова Карина Сергеевна – студент Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.

Аннотация: Основной задачей современного педагога является создание условий для всестороннего развития учеников. Умение строить логические цепочки играет существенную роль в развитии мышления учащихся, однако работа по изучению данного умения представляет сложность для младших школьников. Инструментом для эффективного развития умения строить логическую цепь могут являться задачи открытого типа. В статье перечислены особенности задач данного типа, обосновано их применение, а также сформулирован ряд предъявляемых требований и описаны положительные эффекты от их внедрения в ход урока.

Ключевые слова: педагогика в начальном образовании, логические универсальные учебные действия, логическая цепь рассуждений, математические задачи открытого типа.

В настоящее время сфера педагогики всё больше внимания уделяет не только уровню владения предметными умениями младших школьников, но и так называемым универсальным умениям. Основное различие между предметными и универсальными умениями заключается в том, что первые развиваются в рамках конкретного предмета школьной программы, а развитие вторых происходит в процессе нескольких изучаемых дисциплин. Несмотря на то, что в научной литературе отсутствует однозначное трактование понятия УУД, по ФГОС под универсальными учебными действия понимаются такие, которые помогают "научить человека учиться".

В статье будет рассматриваться умение строить логическую цепь рассуждений, принадлежащее к группе логических универсальных учебных действий. Остановимся более подробно на определении рассуждения. Н.И. Кондаков вкладывал в это понятие следующий смысл:

Рассуждение – цепь умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в логически последовательной форме. Рассуждением называется и ряд суждений, относящихся к какому-либо вопросу, которые идут одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений необходимо вытекают или следуют другие, а в результате получается ответ на поставленный вопрос. [1, c. 27]

Изучением развития навыка построения логической цепи рассуждений занимался Д.А. Поспелов. В своей книге «Моделирование рассуждений. Опыт анализа мыслительных актов» он рассмотрел данный процесс с учетом особенностей человеческого восприятия. Автор отмечает, что еще в древние времена освоение логических действий представляло для человечества немалые трудности. Большое внимание в его работе уделяется процессам выявления существенных признаков, моделирования и абстрагирования, без которых невозможно построение логической цепи.

Поспелов Д.А. выявил, что построение логической цепи подразумевает следующие умения:

  1. обнаружение сходных признаков объектов;
  2. абстрагирование от контекста (анализ компонентов производится по отдельности, а не рассматривается как единое целое);
  3. установление причинно-следственных связей;
  4. наглядное представление взаимосвязи объектов;
  5. формулирование вывода на основе установленных причинно-следственных связей [2, C. 5-9].

Таким образом, если учащийся испытывает серьезные трудности хотя бы с одним из вышеописанных умений, то процесс построения логической цепи рассуждений будет являться для него невозможным. Эти особенности следует обязательно принять во внимание при планировании уроков, направленных на развитие данного универсального действия.

Развитие УУД происходит в рамках каждого предмета школьной программы, и многие процессы могут встречаться в ходе усвоения разных дисциплин, дублируя или дополняя друг друга. Например, развивать способность устанавливать причинно-следственные связи можно как на уроках математики, так и на уроках окружающего мира или литературы. Кроме того, УУД являются основой любой деятельности, которой занимается учащийся, формируют способность к творческому мышлению.

Если речь идет о таком УУД, как построение логической цепи рассуждений, то одной из наиболее подходящих дисциплиной для его развития у младших школьников будет являться математика. Это связано с тем, что изучение курса математики невозможно без активного использования логических универсальных учебных действий, а также предполагает поэтапное ознакомление с каждой из них и постоянную отработку на практических заданиях. Именно во время освоения данной дисциплины закладывается умение строить логическую цепь рассуждений и происходит формирование элементов системного мышления.

В качестве инструмента для развития умения строить логическую цепь рассуждений могут быть использованы задания разного типа: примеры, уравнения, задачи. В данной статье речь пойдет о развитии умения строить логические цепочки через задачи открытого типа.

Задачи открытого типа имеют размытое условие, из которого не всегда ясно, как действовать и какие методы использовать при решении, но понятен требуемый результат. Такие задания предполагают разнообразие путей решения, которые не являются линейными. В качестве ответа такой задачи может быть несколько вариантов, однако решение должно быть применимо к достижению требуемого результата [3].

В отличие от задач закрытого типа, которые хороши для отработки конкретного приема решения, задачи открытого типа как правило применяются в качестве инструмента для формирования логических универсальных учебных действий. Это обусловлено тем, что такие задачи предполагают творческий подход и предоставляют ученику возможность для демонстрации своей креативности, а их решение происходит преимущественно за счет использования логических операций.

Для того, чтобы задачи открытого типа являлись действительно эффективным инструментом для развития умения строить логические цепочки, необходимо соблюдать следующий ряд условий:

  1. условия задачи должны быть понятны ученику, он должен четко понимать цель своей работы;
  2. задача должна содержать противоречие и вызывать исследовательский интерес для нахождения способа ее решения;
  3. задача должна позволять проявить ученику свой творческий подход и дать почувствовать себя субъектом обучения;
  4. условия задачи должны соответствовать уровню развития ученика, при необходимости стоит предоставить задания с выбором уровня сложности;
  5. задача должна подразумевать несколько вариантов решения и не иметь четкого алгоритма решения.

Таким образом, при корректном применении задач открытого типа для развития умения строить логическую цепь рассуждений можно наблюдать следующие положительные эффекты:

  1. Повышение самооценки учащегося за счет осознания того, что ему под силу решить сложное задание;
  2. Повышение учебной мотивации, поскольку ребенок охотно выполняет задания, позволяющие раскрыть свои творческие способности;
  3. Повышение школьной успеваемости в целом, поскольку от умения строить логические цепи рассуждений зависит успешность освоения всех дисциплин, включенных в программу начальной школы;
  4. Проявление самостоятельности при решении заданий исследовательского и поискового характера;
  5. Младший школьник учится не теряться в незнакомых ситуациях, а рассуждать логически и находить решение, у него развивается гибкость мышления.

Список литературы

  1. Синюк, А.И. Краткий словарь основных логических понятий: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов вузов – Нижнекамск: Изд-во Нижнекамского муниципального института, 2008. – 39 с.
  2. Поспелов, Д.А. Моделирование рассуждений. Опыт анализа мыслительных актов. – М.: Радио и связь, 1989. – 184 с.
  3. Утемов, В.В. Развитие креативности учащихся: учебные задачи открытого типа. Учебное пособие для вузов – М.: Юрайт, 2020. – 127с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: