Вовлечение учеников в инициативы по глобальной гражданственности, межкультурализма и интернационализма через проект «Паспорт глобального гражданина»

Ахметова Анара Кайратовна – магистр исследований в образовании Назарбаев Интеллектуальной школы.

Аннотация: Данная статья описывает опыт НИШ г.Усть-Каменогорск по созданию и ведению Паспорта глобального гражданина, проекта внедренного в рамках рекомендаций выездной группы Совета международных школ по улучшению деятельности школы по развитию глобальной гражданственности, межкультурализма и интернационализма.

Ключевые слова: Паспорт глобального гражданина, школьный проект, опыт НИШ г.Усть-Каменогорск, глобальная гражданственность, межкультурализм, интернационализм.

В 2017 году Назарбаев Интеллектуальная школа (НИШ) г.Усть-Каменогорске получила международную аккредитацию Совета Международных Школ (CIS-Council of International Schools) и приступила к работе над рекомендациями экспертов. По стандарту “Руководящие принципы школы” основная работа заключалась в улучшении деятельности школы по развитию глобальной гражданственности, межкультурализма и интернационализма.

Глобальная гражданственность определяется как понимание мира в целом и своего места в нем. Согласно Оксфам, глобальные граждане принимают активное участие в жизни своего сообщества и взаимодействуют с другими, чтобы сделать нашу планету более мирной, устойчивой и справедливой [1]. Понятия межкультурализм и интернационализм очень схожи. Межкультурализм предполагает эффективный диалог и взаимодействие между культурами [2], тогда как интернационализм проповедует дружбу и сотрудничество между нациями [3, c.11]. Все эти концепты поощрают интеграцию и стремление представителей разных культур и нации сделать мир лучше.

Рекомендации выездной группы CIS звучали следующим образом:

Для работы над этими рекомендациями была создана рабочая группа, состоящая из учителей и членов администрации. Данная группа в течение нескольких месяцев изучала зарубежный опыт по документированию инициатив учащихся по глобальному гражданству и развитию интернацианализма / межкультурализма. На основе изученного опыта и сущетсвующих мероприятий в школе, был создан проект “Паспорт Глобального Гражданина”. В процессе разработки данного проекта были проведены обсуждения в фокус группах среди представителей ученического управления а также педагогов дополнительного образования которые выдвигали свое видение и рекомендации по ведению паспорта и оценки внеклассной деятельности учеников.

Основная цель данного проекта – поощрение учащихся за их вклад по служению, развитию и улучшению общества. Данный проект также призван способствовать саморазвитию учеников через деятельность и сотрудничество в рамках мероприятий школы и в работе различных волонтерских организаций в Казахстане и за рубежом.

Паспорт позволяет вести запись работы учеников в различных мероприятиях, которые помогут получить теоретические знания и практические навыки (Таблица 1).

Таблица 1. Виды и примеры мероприятий, в которых могут участвовать ученики в рамках проекта «Паспорт Глобального Гражданина». [5, c. 5]

Культурно-творческие (cult)

Фестивали, выступления, выставки, конкурсы, проекты «100 ән», «100 күйдің тарихы» и т.д.

Информациоонно-познавательные мероприятия (info)

Профориентационные визиты и встречи, лидерские часы, проект «100 кітап», «школьное радио», «Бізде қонақта», «Что? Где? Когда?» и т.д.

Спортивные (s)

Спартакиады, спортивные олимпиады, дружеские матчи, велопробег, забеги и т.д.

Инициативы по решению глобальных проблем (glob)

Проекты «Модель ООН», «TEDx», «Wikipedia» и т.д.

Социальные практики и проекты (soc)

Проект «Служение обществу», «10 дней на предприятии родителей», «2 апта ауылда», «Туған елге тағзым» и т.д.

Экологические мероприятия (eco)

Действия по защите окружающей среды, энергосберегающие мероприятия (озеленение, уборка территории, переработка мусора) и т.д.

Лидерство и наставничество (lead)

Волонтерство учащихся в помощь сотрудникам школы, организация и проведение мероприятий, самоуправление, лидерство в Шаныраках, наставничество (проекты «Равный равному», «Алтын жұп») и т.д.

За работу ученик получает соответствующий балл (от 1 до 8), который присуждаются супервайзерами мероприятия (организаторами). Если учащися активно участвовал в мероприятии, самостоятельно разработал план/программу по проведению мероприятий и затратил существенное время и усилия для подготовки материала, то он имеет право на получение максимального балла. Участия в социальных проектах, экологических мероприятиях и работе по лидерству и наставничеству оценивается выше.

Уровни мероприятий могут быть местными, национальными и глобальными (Рис 1). Ученики проявивщие себя на глобальном уровне получают максимальное поощрение (Приложение 1).

1

Рисунок 1. Уровни мероприятий, в которых могут участвовать ученики в рамках проекта.

В паспорте учащиеся ведут запись своей работы во всех внеклассных мероприятиях и имеют право запросить сертификаты со школы которые отражают индивидуальный вклад ученика. Для удобства подсчета баллов, была разработана электронная таблица базы данных, которая автоматический высчитывает балл каждого участника по разным мероприятиям а также выводит общий рейтинг «Шаныраков» (сообщества классов).

В конце учебного года учащиеся могут претендовать на золотой (более 100 баллов) или серебряный сертификаты (более 80 баллов). При этом, претендентам необходимо набрать не менее 30 баллов по социальным проектам и практикам, и не менее 5 баллов по каждому из видов мероприятий. Учащийеся, получившие золотые или серебряные сертификаты имеют право подать заявку Поощрительному Комитету на получение звания «Лучший волонтер года». Лучшие волонтеры становятся спикерами на форуме по Глобальной гражданственности среди Шаныраков.

Данный проект начал аппробироваться в НИШ г.Усть-Каменогорск со 2 четверти 2018-2019 учебного года. В конце учебного года было проведено анкетирование школьного сообщества, организованы повторные обсуждения в фокус- группах с учениками и учителями, а также индивидуальные интервью с учащимися и их кураторами о их опыте ведения паспорта.

В результате аппробации и анализа собранных данных было выявлено, что проект “Паспорт Глобального Гражданина”:

В обсуждениях фокус-групп был поднят вопрос о субъективности супервайзеров при оценке вклада учеников. Стоит отметить, что субъективное оценивание исключить полностью в рамках данного проекта невозможна. Однако, самими учениками были выдвинуты рекомендации по взаимооцениванию учеников а также возможности аппеляции решения супервайзеров для уменьшения риска несправедливого оценивания.Данные рекомендации были одобрены и включены в практику.

Благодоря паспорту появилась струтуированная система документирования вкалада учеников в спортивные, культурные, творческие, социальные проекты и практики. Более того, это проект внес позитивные изменения в рейтинг Шаныраков. Если раньше во внеклассных мероприятиях участвовали одни и те же активисты, то после введения паспорта таких волонтеров стало намного больше. Выпускники школы также отметили пользу данного проекта в том, что сбор портфолио и сертификатов по социальным проектам и творческим мероприятиям могут послужить хорошей доказательной базой при поступлении в ВУЗы.

Таблица 2. Категории баллов присуждаемые в рамках проекта Паспорт Глобального Гражданина”. [5, c.6]

Виды мероприятий

Местный уровень

Национальный уровень

Глобальный уровень

Cult

Info

S

Glob

Минимальный балл-1

Средний малл-2

Максимальный балл-3

Минимальный балл-3

Средний балл-4

Максимальный балл-5

Минимальный балл-5

Средний балл-6

Максимальный балл-7

Soc

Eco

Lead

Минимальный балл-2

Средний балл-3

Максимальный балл-4

Минимальный балл-4

Средний балл-5

Максимальный балл-6

Минимальный балл-6

Средний балл-7

Максимальный балл-8

За участие в долгосрочных (более одного дня) мероприятиях, балл выставляется из расчета ежедневного вклада учащегося на каждый день (например, первый день -3 балла, второй день - 5 баллов, третий день - 4 балла)= 12 баллов за 3 дня

Таким образом, НИШ г.Усть-Каменогорск разработала проект который не только покрывает рекомендации выездной группы CIS но и привел к ряду преимуществ по воспитанию ответственных и активных граждан мира.

Список литературы

  1. What is global citezenship? // OXFAM. 2015. Режим доступа: https://www.oxfam.org.uk/education/who-we-are/what-is-global-citizenship/.
  2. Cantle T. About interculturalism // Interculturalism, community cohesion. 2016. Режим доступа: http://tedcantle.co.uk/publications/about-interculturalism/.
  3. Sluga G. Internationalism in the Age of Nationalism. Pennsylvania: Penn Press, 2015.
  4. Visiting Team Report C. Significant recommendations on A2c and A3 indicators. Ust-Kamengorosk: CIS, 2017.
  5. Паспорт Глобального Гражданина. Паспорт. Усть-Каменогорска, Казахстан: НИШ г.Усть-Каменогорска, 2018.
  6. Ахметова А. Годовой анализ деятельности школы по внешним связям. Усть-Каменогорск: НИШ г.Усть-Каменогорск, 2019.