УДК 37.013

Повторение – как основной метод на индивидуальных занятиях со школьниками (на примере занятий по английскому языку)

Максимов Александр Алексеевич – старший преподаватель Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.

Аннотация: В статье рассматривается вопрос организации индивидуальных занятий по английскому языку с учениками, имеющими трудности по данному предмету. Приводятся примеры того, какую работу ученик проделывает с преподавателем для усвоения материала, и какую функцию выполняет метод повторения.

Ключевые слова: английский язык, организация индивидуальных занятий, самостоятельная работа, повторение.

Повторение считается одним из основных методов, которые используют учителя в школах – вне зависимости от того, о каком предмете идет речь, однако особенно важным, возможно, даже основным методом оно будет на занятиях по иностранному языку. На индивидуальных занятиях с учениками этот метод также будет ключевым.

Еще в начале XX века методист Патлах В.В. считает, что «повторение должно быть, но в определенной последовательности» [3]. Он приводит опыты Пьерона. В 1913 г. Пьерон ответил на этот вопрос: предложив испытуемым заучивать ряд из 18 бессмысленных слов, чтобы исключить влияние предыдущего опыта. Затем он исследовал, сколько раз испытуемые должны были повторять тот же ряд, через различные промежутки времени с тем, что бы восстановить в кратковременной памяти забытые слова. «Если начать повторять ряд слогов через 30 секунд после первого запоминания, то придется 14 раз обращаться к его содержанию! Если повторение начать через 10 минут, в течении которых вы не будете получать какую-то информацию, то их число составит 4. Эти цифры относятся к бессмысленному материалу. При заучивании слов, имеющих значение, абсолютное число их повторений меньше, но пропорции сохраняются. В отрезке от 10 мин. до 24 час. процессы стабилизируются, информация в кратковременной памяти перестает зависеть от внешних факторов. То есть в этот период возможно, как повторение старой, так и заучивание новой информации. Через сутки число необходимых повторений возрастает и достигает 8 через 48 часов» [3].

Это означает, что мнемонические процессы начинают терять свою энергию. Поэтому через каждые 24 часа нужно повторение ранее выученных слов.

Эббингауз также установил, что «несмотря на безошибочное воспроизведение материала после его зазубривания (а именно такой метод запоминания использовался в опытах), информация начинает забываться уже через час» [1].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что на занятиях необходимо правильно использовать метод повторения. Здесь большую роль играет объем материала, его «простота» (чтобы ученик самостоятельно смог бы поработать над той или иной темой), чередование повторения во время одного занятия, а также «правильное» расписание, когда иностранный язык в школе не стоит двумя уроками подряд.

Для подтверждения нашего утверждения мы взяли для эксперимента одно из занятий по английскому языку с учеником пятого класса, в котором преподаватель метод повторения стал ключом к усвоению материала. Основная тема занятия: «Общие вопросы в английском языке». Для того, чтобы усвоить тему, взяли для обсуждения различные вопросы, например:

Is this dog big?

Are you OK?

Do you like your dog?

Does your sister sing well?

На одно занятие мы взяли небольшой объем лекции, так как ученик владел небольшим объемом лексики, необходимого для ученика пятого класса. Потребовалось учить с нуля спряжение глаголов “to be” и “to do”, а также некоторые слова по теме «Домашние животные». В течение занятия были использованы разные виды практик: заучивание слов, повторение за преподавателем, составление предложений, ответы на вопросы, работа с лексическими карточками. В конце занятия ученик на 90 % безошибочно смог воспроизвести пройденный материал. В качестве самостоятельной работы требовалось: повторение слов с помощью карточек каждый день в течение 10 минут, составление предложений по пройденной теме. На следующее занятие усвоение пройденного материала было на уровне 100 %.

Из собственного опыта работы в качестве репетитора и частного преподавателя смогли сделать вывод, что основная проблема большинства учеников – это «запрограммированность», когда программа в школе не соответствует количеству часов по английскому языку, когда повторение материала стоит на втором месте, а основной целью ставится следование программе, заложником которой становятся как ученики, так и учителя. Поэтому наиболее важным методом на индивидуальных занятиях будет повторение пройденного материала, а правильная организация самостоятельной работы ученика станет ключом к успеху в усвоении того или иного материала.

Список литературы

  1. Ebbinghaus H. Grundzüge der Psychologie. Leipzig: Veit, 1902. Bd. 1. – Режим доступа: www.schulpsychologie.de/wws/bin/534602-535114-1-vokabel.pdf.
  2. Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг. –http://patlah.ru/etm/etm-22/intellekt/20metod/poliglot/poliglot.htm.