Лобузова Марина Андреевна – магистрант Московского педагогического государственного университета.
Аннотация: В статье рассматривается проблема организации и особенностей занятий в игровых и циклических видах спорта с детьми разного уровня подготовки и возраста.
Ключевые слова: методика, организация, учебные группы.
Введение. В нынешнее время в спортивных секциях по различным видам спорта возникает следующая тенденция. При записи своих детей в учебные группы, родители отдают предпочтение не уровню подготовки и возрасту детей, а времени проведения занятия. Вследствие чего возникает проблема заполнения групп детьми различного возраста и уровня подготовки.
Однако, как показывает практика обучение в данных группах организуется и проводится идентично группам, где занимаются дети примерно одного возраста и уровня подготовки, что снижает эффективность обучения в группах такого типа.
В этой связи, существует потребность в разработке методики и организации занятий в разновозрастных группах для различных видов спорта.
Цель исследования – выявить особенности в организации и особенности проведения тренировочных занятий с детьми разного уровня подготовки и возраста в игровых и циклических видах спорта.
Методы исследования:
Результаты анализа научно-методической литературы. Организация и управление учебно-тренировочным процессом в игровых и циклических видах с детьми разного возраста и подготовки производится по-разному. Так, в игровые виды спорта, например, футболе, имеют свои особенности организации и проведения занятий.
Для более эффективного проведения занятий у футболистов необходимо использовать не отдельно взятые упражнения или методы, а целый взаимосвязанный комплекс занятий, обеспечивающие постепенное наращивание физических кондиции и сохранение оптимальной формы в течение максимально долгого времени. Для этого существуют специально разработанные планы развития физической готовности игроков с той целью, чтобы пик формы (а его наличие, как, впрочем, и спад после него вполне естественны) пришелся на определенное командными «стратегами» время. Эти комплексы, по большей части, являются «фирменными секретами» команд, но обще развивающие комплексы известны всем. Так рекомендуется комбинировать игровой метод с поточным, парным и круговым методами на протяжении всего занятия. Данная особенность связана с особенностью вида спорта, а именно с наличием постоянного взаимодействия игроков друг с другом, наличием постоянной командной работы.
Жилкин А.И. предлагает на занятиях по легкой атлетике организовывать тренировочный процесс детьми разного возраста и уровня подготовки при помощи поточного метода. Этот метод является достаточно эффективным способом выполнения физических упражнений на занятиях, когда дети, двигаясь одни за другим, выполняют одно или несколько упражнений (прыжки в длину, в высоту), одинаковых для всей группы. Особенно эффективен данный метод в тех случаях, когда занимающимися достаточно прочно освоены упражнения. Однако для повышения эффективности занятия можно использовать парный и групповой методы проведения, устраивать соревнования при выполнении легкоатлетических упражнений на лучшую технику или результат, проводить эстафеты и др.
Организация занятий по плаванию также имеет свою специфику построения. При обучении детей младшего возраста, на начальном этапе обучения рекомендуется применять преимущественно фронтальный метод проведения занятий, а также совмещать его с поточным методом. При повышении возраста и уровня развития рекомендуется отдавать приоритет поточному методу, совмещая его с индивидуальным методом. Также организовывать занятия по плаванию необходимо в соответствии с учетом частных закономерностей педагогического процесса, в зависимости от различных периодов жизни человека, теоретических и методических положений занятий физическими упражнениями.
Также отмечается, в связи с проведением большей части занятия в водной среде, на занятиях по плаванию для повышения безопасности занимающихся педагогу рекомендуется соблюдать ряд правил, а именно:
Как показал анализ специальной литературы по освещаемой проблеме, можно выделить основные принципы, которые необходимы для формирования разновозрастных учебных групп в различных видах спорта:
Можно сделать вывод, что для оптимизации тренировочного процесса в разновозрастных группах в различных видах спорта рекомендуется:
Список литературы