Организация и особенности занятий в игровых и циклических видах спорта с детьми разного уровня подготовки и возраста

Лобузова Марина Андреевна – магистрант Московского педагогического государственного университета.

Аннотация: В статье рассматривается проблема организации и особенностей занятий в игровых и циклических видах спорта с детьми разного уровня подготовки и возраста.

Ключевые слова: методика, организация, учебные группы.

Введение. В нынешнее время в спортивных секциях по различным видам спорта возникает следующая тенденция. При записи своих детей в учебные группы, родители отдают предпочтение не уровню подготовки и возрасту детей, а времени проведения занятия. Вследствие чего возникает проблема заполнения групп детьми различного возраста и уровня подготовки.

Однако, как показывает практика обучение в данных группах организуется и проводится идентично группам, где занимаются дети примерно одного возраста и уровня подготовки, что снижает эффективность обучения в группах такого типа.

В этой связи, существует потребность в разработке методики и организации занятий в разновозрастных группах для различных видов спорта.

Цель исследования – выявить особенности в организации и особенности проведения тренировочных занятий с детьми разного уровня подготовки и возраста в игровых и циклических видах спорта.

Методы исследования:

  1. Анализ научно-методической литературы.
  2. Сбор и анализ результатов исследования.

Результаты анализа научно-методической литературы. Организация и управление учебно-тренировочным процессом в игровых и циклических видах с детьми разного возраста и подготовки производится по-разному. Так, в игровые виды спорта, например, футболе, имеют свои особенности организации и проведения занятий.

Для более эффективного проведения занятий у футболистов необходимо использовать не отдельно взятые упражнения или методы, а целый взаимосвязанный комплекс занятий, обеспечивающие постепенное наращивание физических кондиции и сохранение оптимальной формы в течение максимально долгого времени. Для этого существуют специально разработанные планы развития физической готовности игроков с той целью, чтобы пик формы (а его наличие, как, впрочем, и спад после него вполне естественны) пришелся на определенное командными «стратегами» время. Эти комплексы, по большей части, являются «фирменными секретами» команд, но обще развивающие комплексы известны всем. Так рекомендуется комбинировать игровой метод с поточным, парным и круговым методами на протяжении всего занятия. Данная особенность связана с особенностью вида спорта, а именно с наличием постоянного взаимодействия игроков друг с другом, наличием постоянной командной работы.

Жилкин А.И. предлагает на занятиях по легкой атлетике организовывать тренировочный процесс детьми разного возраста и уровня подготовки при помощи поточного метода. Этот метод является достаточно эффективным способом выполнения физических упражнений на занятиях, когда дети, двигаясь одни за другим, выполняют одно или несколько упражнений (прыжки в длину, в высоту), одинаковых для всей группы. Особенно эффективен данный метод в тех случаях, когда занимающимися достаточно прочно освоены упражнения. Однако для повышения эффективности занятия можно использовать парный и групповой методы проведения, устраивать соревнования при выполнении легкоатлетических упражнений на лучшую технику или результат, проводить эстафеты и др.

Организация занятий по плаванию также имеет свою специфику построения. При обучении детей младшего возраста, на начальном этапе обучения рекомендуется применять преимущественно фронтальный метод проведения занятий, а также совмещать его с поточным методом. При повышении возраста и уровня развития рекомендуется отдавать приоритет поточному методу, совмещая его с индивидуальным методом. Также организовывать занятия по плаванию необходимо в соответствии с учетом частных закономерностей педагогического процесса, в зависимости от различных периодов жизни человека, теоретических и методических положений занятий физическими упражнениями.

Также отмечается, в связи с проведением большей части занятия в водной среде, на занятиях по плаванию для повышения безопасности занимающихся педагогу рекомендуется соблюдать ряд правил, а именно:

  1. Обеспечить максимальную занятость всех учащихся на уроке.
  2. Организовать урок так, чтобы иметь возможность постоянно контролировать и регулировать физическую нагрузку учащихся.
  3. Расположить учебную группу, разделенную на подгруппы, на дорожках бассейна так, чтобы держать в поле зрения всех.
  4. Обеспечить безопасность и страховку занимающихся при выполнении упражнений.
  5. Обеспечить на уроке формирование у занимающихся интереса к занятиям плаванием.

Как показал анализ специальной литературы по освещаемой проблеме, можно выделить основные принципы, которые необходимы для формирования разновозрастных учебных групп в различных видах спорта:

  1. в разновозрастной учебной группе рекомендуется сохранять приблизительно равное количество представителей разного возраста и уровня подготовки;
  2. при формировании учебных групп рекомендуется учитывать методические требования педагогов и психологов;
  3. рекомендуется формировать учебных групп с учетом предпочтений обучающихся для обеспечения добровольности вхождения в состав разновозрастной группы, поскольку сформированные таким образом группы становится более сплоченной и работоспособней;
  4. необходимо учитывать демографическую ситуацию в локальной местности, поскольку модель школы должна удовлетворять потребностям, которые сформированы в данный момент и тем, которые могут возникнуть в более позднее время.

Можно сделать вывод, что для оптимизации тренировочного процесса в разновозрастных группах в различных видах спорта рекомендуется:

  • приоритетное распределение по групповому методу построения занятий. Группы следует распределять в зависимости от возраста и уровня подготовки. Так младших школьников и детей с более низким уровнем подготовленности следует распределять в подгруппы отличные от подгрупп с детьми более старшего возраста и более высокого уровня подготовки.
  • в подгруппах младших школьников и детей с минимальным уровнем подготовки использовать фронтальный и поточный методы, а также выбирать более минимальную нагрузку и уделять больше внимания техническим аспектам подготовки.
  • для подгруппы более старших школьников и детей с более высоким уровнем подготовки рекомендуется использовать преимущественно поточный метод с постепенным повышением нагрузки.
  • при наличии в одной подгруппе детей разного возраста, но с одинаковым уровнем технической подготовленности рекомендуется подбирать для каждого возраста более высокую или низкую нагрузку в зависимости от возрастных и индивидуальных физических особенностях.
  • при планировании тренировочного занятия рекомендуется также чередовать количественную и качественную нагрузку в зависимости от начала и окончания их выполнения таким образом, чтобы присутствующие на занятии подгруппы не закачивали выполнение задания одновременно, что обеспечит более высокую моторную плотность урока и сократит время ожидания нового задания у более подготовленной подгруппы детей.

Список литературы

  1. Батербиев, М.М. Формы организации образовательного процесса в разновозрастных учебных группах. / Батербиев М.М. //Педагогические технологии. – 2017. – № 1. – С. 41–45.
  2. Бушмакина, А.А. Концептуальные основы становления системы разновозрастного обучения в современной школе/ Под научн. ред. А.А. Бушмакиной, Т.И. Бурковой, Л.П. Бурковой, А.О. Кравцова, - СПб.: НОУ «Экспресс», 2012. – 112 с.
  3. Жилкин, А.И. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.
  4. Николаев, Ю.М. Теория физической культуры: современные подходы: учебно-методическое пособие / Ю.М. Николаев. – СПб.: изд-во «Олимп-СПб», 2010 – 120 с.
  5. Пономарев, Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека: монография / Н.И. Пономарев. - СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996 – 284 с.
  6. Разувалова, О.В. Особенности проведения физкультурных занятий в разновозрастной группе (второй младший и средний возраст) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/статьи/584624/ (дата обращения: 23.09.2020).

Интересная статья? Поделись ей с другими: