УДК 159.99

Типы привязанности у девиантных подростков

Курбатова Виктория Александровна – Тихоокеанский государственный медицинский университет.

Аннотация: В статье обсуждается проблема привязанности, ее типы. На основе исследований других авторов делается вывод о преобладании определенного типа привязанности у девиантных подростков. Основываясь на уже имеющихся исследованиях, можно сказать, что источником девиантного поведения подростков чаще всего становится, как и с привязанностью, семья и семейное окружение. Следовательно, можно сказать, что обстоятельства детского опыта имеют решающее значение в становлении типа привязанности. А определенный тип привязанности формирует дальнейшее поведение ребенка во взрослой жизни и определяет степень его девиации.

Ключевые слова: подросток, девиантное поведение, девиантный подросток, привязанность, детский опыт.

В современном обществе в последнее время наблюдаются метаморфозы в образе и укладе семьи. Происходит смена гендерных ролей и границ, все чаще проявляются тенденции индивидуализма, трансформируются ценности как в обществе, так и внутри семьи. Все эти изменения между супругами не могут не оказывать влияния на ребенка. Так как формирование личности происходит в социуме, то на полноценное и гармоничное развитие личности ребенка оказывает большое влияние его окружение, в особенности его родители [4]. В результате такого взаимодействия у ребенка формируется привязанность к взрослым.

Привязанность является одной из наиболее важных, если не сказать жизненно необходимых составляющих взаимоотношений ребенка со взрослым. С помощью привязанности у ребенка формируется образ взрослого, который способен обеспечить ему безопасность и сохранение жизни. Хотя тенденция к образованию привязанности генетически задана, ее качество или тип зависит от условий воспитания и главным образом от отношений с матерью, т.е. определяется чувствительностью матери к потребностям ребенка и ее нежностью и заботой [6].

 В подростковом и зрелом возрасте привязанность обостряется при возникновении ситуаций, угрожающих здоровью или жизни человека. Существует достаточное количество исследований, посвященных исследованию привязанности в младенческом, младшем школьном и зрелом возрастных периодах. Исследований привязанности в подростковом возрасте очень мало, что обуславливает актуальность выбранной нами темы статьи.

Теория привязанности, автором которой является Джон Боулби, транслирует, что формирование личности ребенка происходит через отношения к нему значимых взрослых, которые находятся рядом. А отношение ребенка к такому взрослому зависит от того, как значимое лицо относится к ребенку. [1] В рамках такого взаимодействия к так называемой первичной фигуре привязанности, если взаимодействие благополучное, то ребенок переносит этот опыт взаимоотношений на других взрослых, выстраивая вторичные привязанности. Следовательно, на основе первичной привязанности формируется отношение к другим людям, в том числе и самоотношение [2].

Существует три типа привязанности: надежный, тревожно-амбивалентный и избегающий. В исследовании М.В. Яремчук достаточно подробно описан каждый из них [8]:

Надежный тип привязанности возникает в результате правильных взаимоотношений между ребенком и значимым взрослым. С таим типом привязанности ребенок тянется к взрослым, когда возникает ощущение опасности, но при этом ребенок в состоянии спокойно изучать окружающий мир, понимая, что в случае возникновения опасности, взрослые рядом.

Тревожно-амбивалентный тип привязанности формируется в ситуации, когда значимый взрослый часто покидает своего ребенка, поэтому у последнего формируется представление, что в нужный момент взрослого просто не окажется рядом. Ребенок негативно реагирует на уход значимого взрослого, насторожен по отношению к незнакомцам. Но когда взрослый возвращается, ребенок, с одной стороны, рад его видеть, а с другой – злится на разлуку.

Избегающий тип привязанности считается самым независимым типом привязанности ребенка. Такая привязанность возникает, когда ребенок очень рано сталкивается с отсутствием значимого взрослого, поэтому привык ни на кого не надеяться. Такие люди не ждут поддержки от других и в дальнейшем стараются избегать любых привязанностей, так как это доставляет им дополнительный дискомфорт.

Под девиантным поведением понимается отклоняющееся от нормы поведение. Проблема девиантного поведения в подростковом возрасте имеет множество факторов [3:14]. Интересно отметить, что по статистике среди социальных проблем детства лидирующие позиции занимает проблема семьи, которая, как мы уже отметили, во всем мире претерпевает кризис. Таким образом, основываясь на имеющихся исследованиях, источником девиантного поведения подростков чаще всего становится, как и с привязанностью, семья и семейное окружение.

Отметим, что большинство исследователей указывают на взаимообусловленность девиантных поступков и деструктивных социальных процессов, происходящих в обществе. При этом часто указывается на то, что рост тех или иных нарушений является результатом издержек и ошибок в осуществлении социально-экономических реформ, а в числе причин особое место отводится снижению жизненного уровня граждан, нарушению сложившегося баланса сил между институтами воспитания, кризису традиционной системы ценностей. [5]

Существующие исследования демонстрируют главную роль привязанности в процессе социализации личности [1]. Но роль и особенности типа привязанности в становлении индивида с девиантным поведением недостаточно изучена.

В трудах И.С. Ивановой [2] представлены результаты исследования привязанностей старших подростков. Исследование с помощью опросника М.В. Яремчук «Опросник на привязанность к родителям для 10-11 классов» показало, что в выборках юношей и девушек наибольшее количество баллов получает надежный тип привязанности. Как и в исследовании привязанности старших подростков М.В. Яремчук преобладающим стал надежный тип привязанности подростков к значимым взрослым. В целом полученные результаты позволяют говорить о том, что позитивные обстоятельства детского опыта имеют решающее значение в становлении надежного типа привязанности, и особенно ярко этот фактор проявляет себя в результатах, полученных на женской выборке, где абсолютные значения коэффициентов корреляции превышают мужские практически по всем показателям [8].

В работе В.Л. Спириной девиантным подросткам присуща большая доля зависимости от сверстников в своем поведении [7]. По данным приведенных в статье исследований, девиантные подростки имеют большую зависимостью от ровесников, обладая тревожно-амбивалентным или избегающим типом привязанности.

Таким образом, мы смогли убедиться, что, опираясь на теорию привязанности, можно объяснить не только особенности взаимодействия ребенка с другими людьми (вплоть до подросткового возраста), но и его поведение и наличие девиаций.

Список литературы

  1. Боулби Дж. Привязанность: пер. с англ. / Дж. Боулби.– М.: Гардарика, 2003. – 477 с.
  2. Иванова И.С. Тип привязанности к матери, детский опыт и самоотношение у старших подростков // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №2-2.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22301 (Дата обращения: 29.11.2020).
  3. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения : учебное пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. – М. : Сфера : Юрайт-М, 2001. – 160 с.
  4. Кравцова Н.А., Осинская С.А. Системная детерминация созависимости: некоторые подходы к объяснению феномена // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2016. – Т. 12. – №1. – С. 42-56.
  5. Миннегалиев М.М. Неблагополучная семья как фактор возникновения девиантного поведения подростков // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – №3(34). – С. 110-112.
  6. Радева Р.Е., Смирнова Е.О. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден) // Вопросы психологии. – 1999. - №1. – С. 52-68.
  7. Спирина В.Л. Особенности мотивации при девиантных поведенческих проявлениях у подростков // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11482 (Дата обращения: 30.12.2020)
  8. Яремчук М.В. Особенности привязанности в детско-родительских отношениях и отношениях любви у старших подростков // Психологическая наука и образование. – 2005. – Т. 10. – № 3. – С. 86–94.