Становление и развитие методики обучения истории в 1920–1950 годы

Малютин Андрей Борисович – студент кафедры Истории и историко-культурного наследия Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина.

Котлярова Ольга Александровна – кандидат исторических наук, доцент Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина.

Аннотация: В статье освещается развитие методики обучения истории в советский период. Производится анализ деятельности народного комиссариата просвещения и известных методистов того времени. Выявляются позитивные и отрицательные особенности проведенных реформ в области исторического образования.

Ключевые слова: история, методы исторического обучения, историческое образование, историко-культурный стандарт, учебно-методический комплекс.

В 1923 г. упраздняется система предметного преподавания, на замену ей вводились новые комплексные программы. В качестве исторических сведений приводились и рассматривались лишь те, что были связаны с политикой партии: происхождение капитализма, рабочего движения на Западе и России в XIX - XX вв. Более ранние периоды не изучались, так как данные по ним считались незначительными или недостоверными.

Лабораторные работы проходили с использованием новых пособий, которые не давали подробного описания исторических источников. Самостоятельная деятельность ученика была одним из средств выполнения задачи.

Отечественная история в виде отдельного курса до 1933 г. не изучалась. Материал по истории отечества приводился в отведенных для него темах в рамках общей истории [1]. В начале 30-х гг. постановлениями партии концепция учебного процесса 20-х гг. ликвидировалась. Вновь появилась классно-урочная система, у учителя повысилась роль в качестве руководителя учебного процесса [2]. После этих реформ нововведения 20-х гг. были подвержены значительной критике.

С начала 30-х гг. в методике обучения истории настает период возрождения догматического обучения. Учебники составлялись в соответствии с установками «Краткого курса ВКП (б)», они были рассчитаны на достаточно жесткую методику преподавания, которая характеризовалась большой нагрузкой на память учащихся. Этот период характеризуется противоборством между сторонниками традиционных методов (строгая структура урока, жесткий контроль и словесные методы преподавания) обучения и новаторских (ориентация на самостоятельное изучение материала учеником).

Методисты начали поиск новых видов использования источников в изучении истории. Стартовала работа над созданием замены лабораторному методу. Таковым стал метод документации. Он заключался в выделении учениками основных мыслей при чтении источника, нахождении цитат для подтверждения выводов [3]. Учебники содержали иллюстрации, но малое количество исторических источников и задач не способствовало новому методу обучения. До 60-х гг. не было создано ни одного сборника документов для самостоятельной работы в классе. В этот период основное внимание методистов было направлено на проблему улучшения урока и отдельных его элементов: преподавания учебного материала учителем, опросы, отбор материала для организации урока, использованию отдельных средств обучения.

В 30-е гг. историю восстанавливают в качестве самостоятельного предмета. ЦК партии постановляет ликвидировать лабораторно-бригадный метод. Урок с классом и четкое расписание занятий стали важными составными частями учебного процесса. Выдвигалось предложение о восстановление систематического курса истории в школе. Для создания квалифицированных кадров преподавателей было выдвинуто предложение о восстановлении факультетов истории в вузах, создании кафедры для подготовки методистов. В мае 1934 г. издается постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР» [4]. Главной основой создания курсов было использование принципа хронологической последовательности и линейности. Отечественная история теперь стала изучаться отдельно от всеобщей истории в качестве самостоятельного курса.

В период с 1935 по 1941 гг. происходит увеличение количества часов курса истории: с 14 до 25,5 в неделю. Ведется активная разработка новых методических программ и пособий. Создание учебников велось под строгим руководством наркома просвещения А.С. Бубнова. 3 марта 1936 г. издается постановления «О учебниках по истории» и «Об организации конкурса на лучший учебник для начальной школы с элементарного курса истории СССР с краткими сведениями по всеобщей истории» [5]. Написанием учебников занимались коллективы под руководством И.И. Минца, А.В. Шестакова, С.М. Дубровского, П. Горина и др. В 1939 г. публикуются новые программы по общей истории и истории СССР. Общая история преподавалась с 5 по 9 классы. Курс истории СССР преподавался дважды: сперва в качестве элементарного курса в 1-4 классах, после как систематический курс для учеников старших классов [6].

Реформы образовательной системы СССР в середине ХХ в. характеризовалось изменением содержания школьного исторического образования. Власть отводила этому большое внимание, поскольку хотела создать новое средство распространения советской идеологии среди учащихся. С учетом этого формирования содержания школьных учебников по истории постоянно находилось под контролем высших партийных и советских органов. В 1937 г. Правительственная комиссия СНК СССР и ЦК ВКП (б), ознакомившись с выдвинутыми на конкурс проектами учебников по истории для учеников 3- 4 классов, приняла в качестве единого учебника по истории для младших школьников «Краткий курс истории СССР» под редакцией А.В. Шестакова. Освещение исторических событий представлены в книге дифференцированно с рассмотрением возрастных особенностей учеников. В частности, упрощенно освещено сосуществование противопоставляемых классов (смерды - бояре, крестьяне - помещики; рабочие - капиталисты). Движущими силами развития исторического процесса определялись исключительно угнетенные классы (рабочие и крестьяне), которые боролись против класса эксплуататоров (капиталистов и помещиков) за социальное равенство. Большое значение уделялось изучению классовой борьбы и революций (из 54 параграфов дооктябрьской истории - 25 посвящено классовой борьбе). Формирование отечественного государства рассматривалось только на материале русской истории, другие народы упоминались лишь в связи с присоединением их к России. Становление и развитие советского государства связано исключительно с прогрессивной деятельностью коммунистической партии и ее вождей - В.И. Ленина, И.В. Сталина.

Значительно более сложной задачей оказалось написание учебных книг по отечественной истории для старшеклассников. Работа над учебниками по истории СССР для 8-10 классов завершилась в 1938 – 1940 гг. Эти книги подготовил авторский коллектив ученых Института истории АН СССР во главе с известным на то время, историком А. Панкратовой. Содержание школьных учебников приводился в соответствии с «Истории ВКП (б). Краткий курс», вышедшим в свет в 1938 (под редакцией Сталина). В учебных книгах доминировала история классовой борьбы и войны против иностранных захватчиков. В то же время экономическая жизнь, культурные проблемы освещались фрагментарно. Методисты, зная, что подготовленные ими учебники будут изучаться во всех республиках СССР, внесли в учебные книги материалы по истории этносов СССР, уделяя русскому народу главную роль. Итогом подобных методов к дифференциации содержания стало то, что материал учебников был перегружен явлениями, обстоятельствами, историческими личностями, датами. Так, в учебнике для 8-го класса упоминалось около 155 имен исторических деятелей, 629 дат, множество непростых для понимания терминов и понятий, помимо этого, страницы книги перенасыщены цитатами основоположников марксизма-ленинизма, которые использовались в качестве неопровержимых доказательств в научной аргументации. Авторы учебников (учение-историки с академическим образованием) в итоге создали новое содержание школьного предмета отечественной истории для старших классов, но они не смогли дифференцировать текст с особенностями возраста учащихся. Эти учебные книги (по своей структуре, объему материала, стилю изложения) были более похожими на учебники для высшей школы, чем общеобразовательной. В частности, учебник для учеников 10-го класса состоял из 368 страниц текста, забитого документами, научными терминами и датами обязательными для запоминания (около половины из них были связаны с деятельностью В. Ленина, И.В. Сталина).

В 40-х годах завершилось издание школьных учебников для старших классов по новой истории разработанных А. В. Ефимовым, И. Галкиным [7]. Они были построены на разработанных ранее концептуальных принципах. Первой темой курса была Французская буржуазная революция конца XVIII в., а последней Октябрьская революция 1917 в России. Основное внимание уделялось классовой борьбе и социально экономическим проблемам зарубежных стран. Освещая исторические события, авторы постоянно подчеркивали на закономерности и неизбежности социалистических революций, сравнивали революции в европейских странах с октябрьским событиями 1917 в России. Периодизация новой истории базировалась на аспектах, созданных в свое время В. Лениным, направленными на то - какой класс является двигающей силой революционного движения. В связи с этим курс новой истории подразделялся на две части: первая часть, от Великой французской революции - до Франко-Прусской войны и Парижской коммуны; вторая часть, от Парижской коммуны - до победы Октябрьской революции и завершения Первой мировой войны. Период новейшей истории начинался с 1918 г и завершался 30-ми годами ХХ в. Вместе с тем следует отметить, если историкам удалось создать школьные учебники по всемирной истории периода 1870-1917 гг., то учебные книги для старшеклассников новейшего периода всемирной истории в 40-вых годах в свет так и не вышли. В подобной обстановке новейшая история в 10 классе была заменена на углубленный курс советской истории.

Содержание курсов истории в школах не изменялось в течение 40 - х годов, за исключением отдельных тем, где вносились коррективы в связи с изменениями внутреннего и внешнеполитического положения страны. Например, в годы Великой Отечественной войны, когда необходимо было поднимать патриотический дух населения, национальной гордости, воодушевлять на подвиги и самопожертвование, в учебники по истории претерпевали надлежащие поправки. Основными темами при изучении отечественной истории в школах становились те, что были посвященные борьбе народов СССР с иностранными захватчиками: разгром Тевтонского ордена объединенными силами славян и литовцев в Грюнвальдской битве 1410 г., освободительная война украинского и белорусского народов против польских и литовских феодалов в XVII в., разгром М. Кутузовым войск Наполеона в 1812 г., и др.

В послевоенные годы на формирование содержания школьных курсов истории оказывали давление новые установки ЦК ВКП (б) и СНК, которые требовали «улучшить преподавание истории и повысить идейный уровень партийности работы в школе». Основным курсом истории в школе считалась история СССР 10-го класса, где рассматривались явления ХХ в. Со смертью Сталина из учебников начали убирать темы связанные с культом личности вождя и начали возвращаться в курс имена некоторых исторических лиц (большинство из советского периода) . Для уточнения задач по обновлению содержания учебников в условиях частичной либерализации советского общества в 1956 году было проведено Всесоюзное совещание.

Вторая половина 50-х годов характеризовалась введением в школах переработанных и значительно сокращенных учебников. Новые книги содержали большее количество иллюстраций и исторических карт. Сокращению подверглись учебники древнего мира и средних веков. Уменьшился объем текста учебных книг и для старших классов. Уменьшение происходило с помощью переструктурирования учебного материала и удаления из него цитат Сталина. По курсу истории СССР было удалены все темы, связанные c историей нации, поскольку они освещались в республиканских учебниках. В итоге, курс истории СССР превратился фактически в российскую историю.

Во времена десталинизации и частичной либерализации советского общества историки смогли создать учебник по новейшей истории зарубежных стран. Большое распространение он получил в 1958 г. В 40-50-х гг. содержание школьных курсов истории структурно делилось на всемирную, СССР и республиканскую. Доминирующим среди них был курс истории СССР. Он рассматривался с помощью концентрического метода: в младших классах учащиеся изучали упрощенный курс советской истории, а в старших курс становился систематическим. (в зависимости от возраста школьников дифференцировалось и содержание учебников).

Развитие методики преподавания истории в послевоенное время все плотнее связывалось с формированием дидактики. С помощью дидактики разрабатывались такие вопросы как усиление активности и самостоятельности школьников в учебном процессе, повышение воспитательной эффективности обучения, укрепления связей школы с жизнью, разработка систем, форм, методов и приемов обучения, как интенсификация урока, проблемности и программирования в обучении, материальное оборудования учебного процесса. Научные исследования по методике преподавания истории нашли свое воплощение в целом ряде научных работ и методических пособий.

В 1947 году был издан труд методистов К. Андриевской и Е. Бернадского «Методика преподавания истории в средней школе». В 1949 году Д. Редько издает статью «Усвоение учащимися исторических понятий». Его исследование существенно раскрывали суть мыслительной деятельности учащихся средних классов при изучении ими исторического материала и помогли обозначить некоторые методы работы учителя по управлению мышлением школьников в процессе получения исторических понятий.

В период 50-60 годов сформировался новый вид методических пособий, которые давали преподавателю рекомендации по методике преподавания курсов истории в целом, так и по отдельным его аспектам - по использованию наглядности, по работе с документами, по опросу, проведению повторительно-обобщающих уроков и тому подобное. С наибольшей полнотой развитие методики в 40-50 годах раскрывают такие работы: В.Г. Карцов «Очерки методики обучения истории СССР в 7-10 классах»; А.А. Вагин «Наглядность в преподавании истории»; В.О. Классен «Использование художественной литературы на уроках истории в 5-7 классах»; И.В. Гиттис «Самостоятельная работа учащихся 4 класса по истории»; П.С. Лейбенгруб «Дидактические требования к уроку истории»; А.А. Янко-Триницкая «Обобщающий-повторительные уроки истории» и другие.

Вся эта многогранная работа требовала осмысления и обобщения, начертание новых научно-исследовательских перспектив. Дискуссия была начата статьей В.Г.Карцова «К вопросу о задачах и содержании методики преподавания истории в школе». Автор вынес на широкое обсуждение такую проблему: «Методика преподавания истории, если она действительно научно-педагогическая отрасль, а не собрание эмпирически подобранных учебных средств и приемов, должна базироваться на результатах научно-экспериментальных исследований, которые в свою очередь должны вобрать в себя и научно осмыслить весь наработанный учителями опыт методики преподавания истории в школе» [8].

Главной особенностью формирования методической мысли в 40-50 годах являлось повышение научной составляющей в работах по методике, а также усиление связей методики и педагогики, перестройка методики преподавания истории в соотношении с новейшими достижениями отечественной дидактики [9].

Становление советской методики обучения истории происходило с помощью значительной обработки методического наследия педагогов дореволюционной России, а также накопления эмпирического опыта в процессе новой педагогической практики. К середине 1950-х гг. историкометодической наукой был накоплен материал, относящийся к процессу обучения истории в школе и, соответственно, встала задача оформления ее как самостоятельной научной педагогической дисциплины.

Список литературы

  1. Колосков, А.Г. Важная веха в становлении школьного исторического образования // ПИШ. — — № 3. — С. 42-46.
  2. Постановление ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении». — 14 августа 1930 г.
  3. Бущик, Л.П. Очерк развития школьного исторического образования в СССР. — М., 1961. — С. 537
  4. Постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе». — 25 августа 1932 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917- 1973 гг. / Сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. — М.: Педагогика, 1974. – С. 161-164
  5. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об организации конкурса на лучший учебник для начальной школы по элементарному курсу истории Союза ССР с краткими сведениями по всеобщей истории». — 3 марта 1936 г. (в сокращении) // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. / Сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. — М.: Педагогика, 1974. — С. 172-173.
  6. Вендровская, Р.Б. Становление и развитие исторического образования в советской школе // ПИШ. — — № 5. — С. 32-39.
  7. Ефимов, А.В. История. Учебник для 8 класса средней школы. - М., 1940. — С. 310
  8. Карцов, В.Г. К вопросу о задачах и содержании методики преподавания истории // ПИШ. — — № 4
  9. Янко-Триницкая, А. А. К вопросу о содержании и построении методики // ПИШ. — — № 3. — С.61