Особенности организации дистанционного обучения в высших учебных заведениях

Семёнов Максим Сергеевич ­–­ магистр педагогических наук, старший преподаватель Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.

Аннотация: Статья посвящена вопросам организации качественного дистанционного обучения в высших учебных заведениях. Описываются преимущества и недостатки дистанционного обучения в условиях современной эпидемиологической обстановки. Освещены вопросы обучения студентов и преподавателей использованию информационных технологий в образовательных целях, подготовки преподавателями дистанционных занятий и организации самостоятельной работы студентов. Также даны отдельные рекомендации по использованию электронной библиотеки в качестве домашней работы студентами. Рассмотрены вопросы обучения преподавателей информационным технологиям в зависимости от их возраста. Помимо этого, рассматриваются вопросы адаптации студентов к дистанционному формату обучения. Даны рекомендации для организации студентам различных видов самостоятельных работ и описаны их преимущества. Также описаны различные форматы проведения семинарских и практических занятий в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: дистанционное обучение, информационные технологии, педагогический процесс.

Дистанционное обучение как никогда актуально в связи с современной обстановкой, учитывая сложную эпидемиологическую ситуацию во всем мире. Значительное преимущество дистанционного обучения в данном случае заключается в том, что оберегается здоровье обучающихся от ненужных рисков.

С одной стороны, оберегается здоровье учащихся. Однако поднимается вопрос о сохранении психологического здоровья, а также высокого уровня интеллекта и образования.

Поэтому дистанционное обучение требует тщательной организации и имеет свои особенности. Необходимо учитывать сложности, которые могут возникнуть у учащихся и преподавателей при дистанционном обучении. Это сложности коммуникации между студентами и преподавателями, трудности использования электронной среды обучения, отсутствие наглядности в изучении практического материала и сложность донесения информации в преподавании практических дисциплин. Однако все эти трудности вполне преодолимы.

В первую очередь, необходимо организовать обучение преподавателей новейшим информационным технологиям, которыми они будут пользоваться. Особенно это касается тех преподавателей, кто находиться в возрасте старше 65 лет. В настоящее время это наиболее уязвимая группа преподавателей, которые будут переведены на удаленную работу. Помимо этого, у преподавателей старшего возраста нередко наблюдаются затруднения использования информационных технологий в качестве преподавания.

Поэтому важно разделить преподавателей на две группы и для каждой из них организовать соответствующее обучение. Для преподавателей старше 65 лет оно должно быть более подробным и доступным. Предварительно важно провести тестирование на уровень компьютерной грамотности.

Студентам проще адаптироваться к условиям дистанционного обучения, однако им также важно оказать соответствующую поддержку. Как правило, ВУЗ осуществляет дистанционные занятия на одной из виртуальных платформ, поэтому студентам достаточно провести вводное занятие по обучению использования электронной среды в качестве обучения.

Важнее организовать адаптацию к дистанционному формату обучения для тех студентов, кто обучается вынужденно в таком формате. Важно организовать специальные консультации по техническим моментам дистанционного процесса.

Помимо этого, часто возникают технические сбои в процессе дистанционного обучения, поэтому важно обеспечить непрерывную работу службы технической поддержки, как для студентов, так и для преподавателей.

Тем не менее, несмотря на вышеописанные сложности, информационные технологии могут не только оставить образование на достаточно высоком уровне, но и повысить его.

Это крайне важно при организации практических дисциплин, где необходима наглядная демонстрация специфических феноменов. Этого можно достичь с помощью специализированных виртуальных лабораторий, которые предназначены для этой цели.

Следует отметить, что студенты высших учебных заведений достаточно способны к самостоятельному обучению в удаленном режиме и вполне замотивированы. Особенно это можно сказать о тех студентах, кто сознательно предпочитает дистанционное образование, а не очное. Более сложно тем студентам, кто вынужденно находиться на дистанционном формате обучения.

Однако необходимо сделать дистанционное обучение более красочным и интересным, чтобы у студентов было больше мотивации к обучению. Для этого нужно чаще проводить занятия в дискуссионной форме и побуждать студентов к общению с преподавателем. Конечно, в условиях дистанционного обучения это сложнее, чем при живом общении. Но на современном этапе развития дистанционного обучения все это вполне достижимо.

Важно организовать занятия так, чтобы каждый студент использовал видео и микрофон. Когда студенты и преподаватели видят и слышат друг друга, взаимодействие в учебном процессе протекает намного проще. На данный момент использование аудио и видео для студентов является только рекомендательным характером. Однако в таком случае теряется контакт с учителем, в первую очередь визуальный.

Такой формат наиболее необходим для проведения семинаров и практических занятий, где важна наглядная демонстрация материала. Проведение лекций, где даются теоретические знания, вполне возможны без использования такого формата.

Дистанционная форма обучения вполне реализуема при организации домашних работ студентов. В этом случае дистанционный формат обучения даже помогает, чем мешает.

Рекомендуется использовать творческие формы самостоятельных заданий, а не только тесты. Это такие задания, как совместная подготовка творческих проектов, участие в конкурсах.

Вполне возможна и работа в мини-группах, когда группа студентов разбивается на несколько групп и каждая группа готовит презентацию или доклад. В этом случае происходит не только усвоение знаний, но и улучшение коммуникативных навыков.

Для индивидуальной работы как раз рекомендуется использовать форму тестирования, подготовку докладов, эссе и рефератов. Необходимо дать студентам доступ к качественной библиотеке электронного формата. Это определенно повысит уровень знаний студентов.

Важно использовать дополнительную работу с электронной библиотекой в качестве домашних заданий. Большинство студентов, как правило имеет опыт использования электронных библиотек, поэтому дополнительных трудностей возникать не должно.

Организация работы с электронной библиотекой имеет свои особенности. Важно понимать, что далеко не все студенты замотивированы к глубокому и осмысленному чтению не только научной литературы, но хотя бы просто художественной. Работа с электронной библиотекой может быть эффективна в качестве самостоятельной работы студентов. Это может быть организовано с помощью подготовки конспектов студентами и заданиями по анализу специализированной литературы.

Далее подготовленные задания желательно обсуждать на семинарских занятиях. Помимо этого, преподаватель должен направлять студентов и давать для работы определенную литературу в соответствии с изучаемой темой. Дополнительную литературу можно давать для изучения студентами в качестве дополнительных заданий. Образование с наличием визуального и аудиального контакта дает больше возможностей для организации самих занятий. В первую очередь, становиться возможным взаимодействие учителя и студента в формате вопрос-ответ, а преподавателю проще проверить, как студенты усваивают знания.

Основная форма проверки знаний в дистанционном обучении – электронные тесты, а в предложенном выше формате возможна проверка знаний в формате устного опроса. Так более понятно, как студенты запоминают материал. Также преподавателю дается возможность что-то улучшить в своем преподавании для того, чтобы занятия проходили более качественно. Можно понять, что нравиться студентам, а что нет в форме устного опроса. Как правило, такие опросы проходят в письменной форме электронного формата, но устный опрос более эффективен, так как сказать можно больше информации, чем при текстовом формате. Также это будет более искренне и открыто. Итак, можно сказать, что важно учитывать технические, психологические, педагогические особенности при организации дистанционного обучения. Наиболее важно при дистанционном обучении умение пользоваться информационными технологиями, как студентам, так и преподавателям; установление контакта между учителем и студентом, качественное донесение знаний преподавателями. Все это вполне возможно, так как современные информационные технологии позволяют людям видеть и слышать друг друга, а это фактически наиболее важный элемент образования в целом, но он особенно важен для дистанционного образования.

Все остальное – это только психологические барьеры, которые легко преодолеть, если учитывать вышеперечисленные рекомендации, которые помогут сделать дистанционный формат обучения более качественным.

Список литературы

  1. Алехина Е.А., Макарова Н.А. Особенности организации дистанционного обучения органической химии в педагогическом вузе в условиях пандемии коронавирусной инфекции. Открытое образование, 2020.
  2. КравченкоГ.В.Педагогические особенности организации дистанционного обучения в среде Moodle. Известия Алтайского государственного университета, 2015.
  3. Макаренко Т.А., Герасимова Р.Е. Особенности организации дистанционного обучения в системе повышения профессиональной квалификации преподавателей, 2012.