УДК 378.046.4

Читательская грамотность педагога как один из факторов создания развивающей речевой среды школы

Митюкова Татьяна Анатольевна – старший преподаватель кафедры Современных предметных методик и технологий Института развития образования Иркутской области.

Аннотация: Один из основных факторов создания развивающей речевой среды школы – это высоко квалифицированные педагоги, владеющие, наряду с другими, таким гибким навыком, как читательская грамотность в современной трактовке данного понятия. В статье рассматривается роль педагога в формировании речевой среды, показана важность высокого уровня читательской грамотности учителя-предметника, описываются способы её совершенствования на уровне общеобразовательной организации и в системе повышения квалификации.

Ключевые слова: развивающая речевая среда школы, читательская грамотность учителя, повышение квалификации.

Речевая среда, в которой существует человек, во многом влияет не только на его речевое развитие, вербальное и невербальное поведение, но и на общий культурный уровень. Для подрастающего поколения речевая среда образовательной организации, наряду с речевой средой семьи, нередко становится определяющей в культурно-речевом развитии школьника. В данном контексте развивающая речевая среда школы является как целью, так и средством обучения и воспитания школьников.

Принимая за основу определение, которое гласит: «Речевая среда с высоким развивающим потенциалом — это среда, в которой существует общность учащихся и учителя, в которой установлен единый речевой режим в соответствии с критериями хорошей речи (правильность, уместность и адекватность ситуации, точность, богатство, выразительность), где обеспечена сбалансированность между рецептивными, репродуктивными и продуктивными методами обучения, между совместной и индивидуальной формами работы, где создана обстановка свободного выражения мысли и свободного творчества [1], можно утверждать, что деятельность педагогов играет значительную роль в создании развивающей речевой среды и речевом развитии школьника. В этой связи можно утверждать, что уровень читательской грамотности самого учителя – это один из решающих факторов для создания речевой среды школы. Обоснование необходимости повышения уровня читательской грамотности педагога и описание способов ее организации является целью данной статьи.

Вновь обращаясь к сути определения речевой среды с высоким развивающим потенциалом, видим, что для её создания необходима тщательно выстроенная методическая система, субъектами которой, наряду с другими, являются учителя. Современная трактовка понятия «читательская грамотность» отражает реалии современного мира, с которыми все люди сталкиваются ежедневно, а именно: «понимать, использовать, оценивать тексты», «заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей» и др. [4].

Разнообразие текстов (по форме и содержанию), с которыми имеет дело человек, и необходимость интерпретировать их применительно к определённой ситуации, определять достоверность контента и, исходя из результата, принимать нужное решение – это сложное умение, овладение которым должно осуществляться целенаправленно и в системе. Современный учитель следует быть компетентным в данном вопросе и формировать у обучающихся данное умение в контексте преподаваемого им учебного предмета. Размышляя о текстах, представленных в учебных пособиях, изучая разные мнения, высказывая своё в письменной или устной формах, ученик учится рассматривать проблемы в контексте разных наук, грамотно и точно формулировать мысль, выстраивать логику высказывания. И поскольку требования к уровню читательской грамотности постоянно увеличиваются, педагогу следует повышать квалификацию не только по преподаваемой науке, но и по методике работы с разными видами текстов.

В свою очередь для ликвидации профессиональных дефицитов педагогов в системе повышения квалификации нужно разработать курсы повышения квалификации и иные мероприятия, которые помогут учителям разных предметов повысить уровень читательской грамотности. Для этого целесообразно включать в программы достаточное количество практических материалов, включая не только методические, но и непосредственно работу с разными видами текстов, включая междисциплинарные, а также задания международных исследований (например, PISA, PIRLS). Помимо описанных выше, в курсовых и межкурсовых мероприятиях непосредственно по предмету, учителям нужно предоставить возможность работать с предметными текстами, рассматривая их с точки зрения современного подхода работы и информацией. Считаем обязательным и обогащение программ повышения квалификации темами просветительской направленности потому что современное содержание учебных программ изобилует современной информацией, которая не изучалась педагогами ранее во время их обучения в вузах и учреждениях СПО.

Так в содержание метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования включены такие результаты, как «формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации», умение работать с межпредметными понятиями и устанавливать межпредметные связи при преподавании всех дисциплин, другие [3]. Эти и некоторые другие требования в отдельных случаях вызывает затруднения учителей. Не вызывает сомнения, что только компетентный педагог, сам обладающий необходимыми знаниями и умениями, может помочь обучающимся достичь необходимых результатов.

В современной эпидемиологической ситуации, а также когда у педагога не всегда есть возможность приехать в институт, осуществляющий повышение квалификации, для очного обучения, руководству образовательной организации следует организовать профессиональное совершенствование своих учителей «на месте». Эта работа должна являться частью процесса создания развивающей речевой среды школы. Подобная организация позволит:

  • осуществлять повышение квалификации по запросам учителей данной школы;
  • сразу применять изученное в профессиональной деятельности;
  • учитывать особенности школьников этой образовательной организации (например, наличие учащихся с ОВЗ, профильных классов, одарённых детей и других).

Считаем, что при такой организации работы важно придерживаться следующих принципов:

  • системности – организация повышения читательской грамотности учителя должна осуществляться не фрагментарно (разовые мероприятия), а в системе. При этом мероприятия должны быть связаны друг с другом;
  • учёта андрагогических особенностей педагогов – передача ведущей роли взрослому обучающемуся, удовлетворение его стремление к самореализации, принятие за основу его профессиональный опыт [2];
  • целесообразности и полезности – отбор учебного материала в соответствие выявленными профессиональными дефицитами и интересами учителей данной школы, а также требованиям развивающей речевой среды;
  • практической направленности – содержание и методы обучающих мероприятий воспроизводимы в реальной профессиональной деятельности в создаваемой (созданной) развивающей речевой среде.

Подводя итог сказанному выше, следует отметить, что высокий уровень читательской грамотности учителя образовательной организации в её современной трактовке необходим для успешной деятельности школы. Он обусловлен действующими в системе образования стандартами и программами, а также требованиями развивающей речевой среды.

Совершенствование читательской грамотности современного учителя в учреждениях повышения квалификации может быть организовано через курсовые и межкурсовые мероприятия по преподаваемому предмету, а также общие для педагогов разных дисциплин, но все они должны обеспечивать развитие умений работы с современными текстами.

В рамках школы администрация может самостоятельно организовать повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива в части читательской грамотности на основе описанных принципов и с учётом требований нормативных документов и развивающей речевой среды.

Список литературы

  1. Архипова Е.В. Методика развития речи учащихся Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2017. 202 с.
  2. Василькова Т.А. Основы андрагогики: учебное пособие. М.: КНОРУС. 2009. 256 с.
  3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)).
  4. PISA 2009. Assessment Framework. Key competencies in reading, mathematics and science. Available at: http://www.oecd.org.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail