Развитие субъектности дошкольников на занятиях в форме сказки

Горшкова Наталья Владимировна – магистрант Института детства Новосибирского государственного педагогического университета.

Аннотация: Статья посвящена проблеме развития субъектности дошкольников. Цель статьи – показать возможности развития субъектности в раннем возрасте посредством проведения занятий в форме сказки. Рассмотрены ключевые задачи дошкольного образования. Уточнены понятия индивидуальности и субъектности, обосновывается их главенствующая роль в развития ребенка дошкольного возраста. Представлены основные условия развития субъектности, среди которых выделяются предметно-развивающая среда, общение в формах любви, принятия, уважения, дружбы, сотрудничества, осознание собственной субъектной личности педагога, работа с родителями по формированию навыков субъектно-ориентированного взаимодействия и сотрудничества с детьми, восхождение к социокультурным образцам общества посредством деятельности, соответствующая возрасту. Выделяются специфические требования к проведению занятий, направленных на становление субъектности дошкольника. Формой занятия, соответствующего данным требованиям признается драматизация сказки.

Ключевые слова: субъектность, индивидуальность, занятие в форме сказки.

Ребенок, как представитель своей социокультурной среды, отражает все происходящие в ней изменения. Последние десятилетия мы наблюдаем скачок научно-технического прогресса, информатизацию всех сфер жизни, изменения в межличостных и межгрупповых отношениях, нестабильность экономической обстановки, размытость идеологических границ и границ культурной среды общества. Как это отражается на детях? С одной стороны, они легко пользуются многими техническими средствами, с другой стороны имеет место снижение творческих способностей, растет социальный инфантилизм, неумение общаться, равнодушие к окружающим. С одной стороны растет самосознание и критическое мышление, с другой – повышается тревожность, неуверенность, дети больше подвержены невротическим состояниям. С одной стороны, открываются информационные границы, информация стала легкодоступной, с другой - отсутствуют ориентиры в хаотичном, не имеющем логических связей информационным потоке.

Какова задача педагога в данных условиях? К чему стремиться? Какого ребенка мы желаем видеть?

Обладающего знаниями, умениями и навыками? Проблема в том, что мы не можем знать, какие именно знания, умения и навыки пригодятся конкретному ребенку в будущем (и поэтому даем пока весьма успешно широкий и прочный багаж ЗУНов), огромный пласт этих знаний оторван от жизни и мало связан с индивидуальностью и личностью ребенка.

Обладающего более широким набором компетенций? Таких, например, как:

Такой подход, именуемый компетентностным, более гибок и не отрывает образование от практики, рассматривает человека как успешного (читай, успешного в бизнесе) и конкурентоспособного.

К сожалению, этот подход делает человека прагматичным, конкурентоспособным, креативным … придатком бизнеса. Кроме того, набор компетенций замещает личность и индивидуальность. Ведь целью образования становится развитие компетенций, а не развитие человека.

Уместно вспомнить, что индивидуальность – это неповторимость личности, в которой раскрывается внутренний мир, душа. Человек, является и биологичесикм объектом, и частью общества, и носителем активного начала и как вершина и обобщение этих сторон – является индивидуальностью.

И цель воспитания – именно развитие индивидуальности и, в частности, развитие активного начала личности, свободы и ответственности в принятии решений, способности действовать, иметь свою точку зрения.

Это активное начало в личности называется субъектность. Именно развитие субъектности, то есть осознание себя творцом и автором своей жизни, позволит решить те проблемы, которые возникают сегодня перед современными детьми. А знания, умения и навыки, а также компетенции – лишь средства для достижения данной цели.

Существует множество условий, способствующих развитию субъектности ребенка:

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью признана игра. Именно игра, а не разбавление учебной деятельности дидактическими и игровыми материалами.

Практика показывает, что довольно сложно организовать образовательную деятельность в форме игры таким образом, чтобы и игра сохранила свою сущность, и чтобы в процессе мы приблизились к той цели, которую ставим перед собой – развитие субъектности.

Ценный вклад в эту область внесли работы Н. Я. Большуновой, которая предложила организовать деятельность детей в форме сказки, а именно посредством ее драматизации – проигрывание не для кого-то (театрализация), а проживание, создание в процессе драматизации собственных смыслов, активное участие детей, решение задач, логически встающих перед ними в ходе разворачивающегося сюжета. При этом задачи охватывают все образовательные области: развитие физических навыков, художественное и эстетическое развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие, а также творческое развитие и развитие эмоционального интеллекта.

Педагог, составляющий занятие в форме сказки, должен помнить о специфике детской субкультуры и учитывать особенности и закономерности сказочного сюжета:

  1. Повествование имеет четко прослеживаемую логику: ничто не возникает из ниоткуда, всему есть объяснение.
  2. Нет неправильных решений, каждое приводит к определенным последствиям (социокультурный выбор).
  3. Есть правила, условия, в рамках которых происходит повествование.
  4. Есть герой или антигерой, которые обладают характерными для их роли качествами (Баба Яга не может обладать качествами Царевны и т.п.)
  5. Сюжет соответствует возрасту.
  6. Сюжет может быть построен как на существующих сказках, так и полностью выдуман педагогом.
  7. Возникают ситуации, требующие решения, исследования, загадки, это вызов для ребенка, побуждение его к активным действиям (образовательный компонент).

Именно такое построение занятий делает ребенка активным участником процесса, естественным и безопасным образом показывает ему, как то или иное решение влияет на ход сюжета, приучает к ответственности за свой выбор и за свои действия, делает ребенка субъектом деятельности.

Список литературы

  1. Большунова Н.Я. Субьектность как социокультурное явление. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2005.
  2. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социо-культурном пространстве образования и семьи: учебное пособие / Е.Н.Волкова [и др.] – Нижний Новгород: НГПУ имени К.Минина, 2012.
  3. Розенберг М. Язык жизни = Nonviolent communication: Ненасильственное общение. М.: София, 2009.
  4. Скворцова Л.И., Углицкая М.А. Содержание, формы и технология развития у будущих педагогов умений ненасильственного общения // Индивидуально-ифференцированная подготовка студентов к работе в образовательных учреждениях различного типа: Сборник научных трудов / под. ред. Т.В. Лодкиной, Л.А. Коробейниковой. Вологда: Русь, 2000.
  5. Суворова, О.В. Модель полисубъектной коммуникативно-познавательной среды образовательного учреждения // Вестник университета (Государственный университет управления, Москва). – 2011. – № 14.
  6. Суворова, О.В. Субъектность воспитателя как фактор психологической безопасности среды дошкольного образовательного учреждения // Известия Самарского научного центра РАН. – Самара. – 2011. – № 2(4). – Серия «Социальные науки». – Т. 13.
  7. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития.- Вестник практической психологии образования № 2(23). – 2010. – С. 12 – 18.
  8. Чиркова, Т.И. Методы изучения общения воспитателя с детьми дошкольного возраста: учебно-методическое пособие к спецкурсу для педагогов-психологов. – Н.Новгород, 1995.