УДК 37.013

Развитие самостоятельности у студентов неязыковых факультетов посредством организации учебно-познавательной деятельности

Проняева Мария Вадимовна – старший преподаватель кафедры Иностранных языков Московского государственного областного университета.

Аннотация: В современных условиях одной из главных задач подготовки специалистов является развитие умения заниматься самообразованием для работы в разных профессиональных и научно-исследовательских направлениях.

Ключевые слова: развитие, самостоятельность, средство обучения, практическая деятельность.

Формирование самостоятельной работы обучающихся позволяет эффективно изучать и проявлять интерес к иностранному языку. Эффективность самостоятельной работы зависит от многих факторов: соблюдение системности и поэтапной организации ее проведения, так как самостоятельная работа является частью обучения, как средство вовлечения студентов в самостоятельную, практическую деятельность. Самостоятельная работа становится обширным образовательным потенциалом, где формируются следующие качества как самостоятельность, организованность, ответственность, самореализация. Слово "самостоятельность" с одной стороны - свойства личности, а с другой стороны - рассматривается, как качество ума и черта характера. Ведущая роль отводится преподавателю, который работает с конкретной личностью, группой, аудиторией, развивая индивидуальные способности студента. Студенту необходимо не только получать знания, но и безусловно уметь приобретать их самостоятельно. Ежедневная, систематическая, самостоятельная работа по иностранному языку дает желаемые результаты. Одним из самых важных аспектов преимущества самостоятельной работы это развитие интеллектуальных способностей личности: мышление, восприятие, память.

Правильная подборка учебного материала строится на мотивации студента и уровня его знаний по предмету иностранный язык. Подобранный материал для самостоятельной работы должен быть логично построен, тем самым появляется потребность творческой самореализации и развитию профессиональной обучаемости, и анализу самостоятельного исследования поставленных задач. Одним из таких моментов является расширение форм внеаудиторной работы. Внеаудиторная работа взаимосвязана с учебной деятельностью непрерывного языкового образования. Для этого необходимо создавать обстановку реального общения, активно применять знания в естественных ситуациях, кроме того, опираться на уровень жизни и опыта студенческого коллектива.

Существует много видов самостоятельной работы, которая способна реализовать и применять полученный материал при работе на аудиторных занятиях. Хотелось привести некоторые из них: чтение текста по дополнительной литературе, ответы на вопросы, выполнение упражнений, составление плана по прочитанному материалу, изучение лексического материала, работа с грамматическими источниками и так далее. Зацепина Татьяна Николаевна в своей статье уделяет огромное внимание возможностям интернет-ресурсам и их роль в обучении иностранному языку, подчеркивает преимущества использования в самостоятельной работе, а также она утверждает необходимость оптимизации учебного процесса и рациональной организации самостоятельной работы при использовании интернет - ресурсов.

Интернет имеет много преимуществ: доступ к большому объему различной информации, появляется возможность использовать наглядность, аудирование, чтение, письмо, а также обращаться к учебным материалам, что ведет к индивидуализации обучения. Хотелось бы отметить, что применение инновационных технологий определяет качество владение современных форм в информационном поле. Студенты повышают уровень умений и знаний при выполнении самостоятельной работы, поэтому современная и информационная среда определяет новые дополнительные возможности для развития и стимулирования любознательности у студентов неязыковых факультетов и прививать навыки к аналитическому мышлению в научной деятельности. Важно эффективно перераспределять изученный материал по иностранному языку, так как у студентов возникают определенные трудности при выполнении самостоятельной работы, поэтому преподавателю необходимо объяснять учебный материал, используя индивидуализацию обучения.

При комфортном обучении студенты правильно планирует свое время в течение недели. Ученые доказали, что необходимо 1 или 1,5 в неделю при выполнении самостоятельной работы в неделю, делая постепенно, по порциям и только тогда у студентов будут формироваться навыки и умения и не приведут к потере приобретённых знаний. Самостоятельная работа является одной из многочисленных воспитательных задач при изучении иностранного языка, безусловно это связано с бережным отношением к предмету иностранный язык и к правильному использованию свободного времени, к самореализации и самодисциплине. Развивая творческую модель самостоятельности у обучающихся и использования иностранного языка как средство общения позволяет определить личное отношение к предмету.

Существенным показателем самостоятельной работы является поиск решений новых задач творческого вида. Таким образом внеаудиторная работа обучающихся при изучении иностранного языка является формой учебной деятельности и результатом педагогического проникновения преподавателя и студентов в процессе изучения иностранного языка, где преподаватель умело управляет самостоятельной работой студентов, которая способствует познавательной, самостоятельной деятельности при выполнении работ творческого характера. Внеаудиторный компонент обучения студентов иностранного языка на неязыковых факультетах проходит параллельно с аудиторными занятиями, что предусмотрено учебной программой практических занятий по иностранному языку.

Новые образовательные стандарты формируют навыки самостоятельной работы так, как большая часть переходит на внеаудиторную работу обучающегося. Будущие специалисты должны уметь обрабатывать научную информацию на иностранном языке, анализировать, давать свою точку зрения, всё это способствует обучению реферированию и аннотированию текстов. Современные требования профессиональной подготовки в научной деятельности позволяет студенту овладеть технологией аннотирования, ибо аннотация отражает основные положения научной работы студента. Принципы образовательной линии учат осваивать интенсивные образовательные технологии, развивать информационные ситуации, применять и совершенствовать свой профессиональный уровень для реализации креативной, деловой деятельности, а также формировать профессиональные компетенции в профессиональной сфере.

Чернявская Наталья Эдвиновна в своей работе уделяет большое внимание в написании аннотации в соответствии с имеющимися в мировой практике стандартами, необходимо не только студентам старших курсов, магистрам и аспирантам, но и конкурентноспособным специалистам в их профессиональной деятельности. А, также Чернявская Н. Э. заявляет, что большое значение в написании аннотации имеют навыки работы с информацией, которая выполняется самостоятельно: умение преобразовать исходный текст в более краткую форму, что является основным при написании аннотации. В аннотации должны сжато излагаться основные положения научной работы.

Список литературы

  1. Третьякова Е. М. Пути повышения эффективности творческой самостоятельной работы на студентов //Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4 С. 111 – 113.
  2. Щукин А. Н. Методики и технологии обучения иностранным языкам. Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых Вузов. КАРО, М., 2014.
  3. Саглам Ф. А. Способы мотивирования и оценка результативности самостоятельной работы студентов- психологов в вузе //Азимут научных исследований: педагогики и психологии.
  4. Чернявская Н.Э., Коренева Е.Н.; Киреева Н.В., Аннотирование текстов на английском языке по специальности, как самостоятельная работа студентов//Новое слово в науке: стратегии развития, том 1, Чебоксары. 2017. стр.124.
  5. Зацепина Т.Н. Использование интернет-технологий в организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку//Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики. Пенза 2015. стр. 65.

Печать