УДК 371
Головина Юлия Владимировна – магистрант кафедры Специального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.
Свириденко Ирина Анатольевна – доцент кафедры Специального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.
Аннотация: В статье рассмотрена специфика формирования этического воспитания у детей с умственной отсталостью во внеклассной деятельности. Описаны особые типы приёмов и методов воздействия при воспитательной работе.
Ключевые слова: внеклассная деятельность, этическое воспитание, дети с умственной отсталостью, олигофренопедагогика, специальная (коррекционная) школа.
Внеклассная работа играет большую роль в решении задач воспитания школьников с нарушением интеллекта.
Проведение коррекционной работы на внеклассных занятиях позволяет решить ряд общих дидактических и специальных задач:
Внеклассная работа в специальных (коррекционных) учреждениях может быть проведена в таких формах:
Роль кружковой работы выделяется из прочих тем, что при использовании данной формы обучения при коррекции психофизиологического развития учащихся с ОВЗ на взаимодействие учителя и учащихся отводится больший период, чем во время внеклассных занятий между и после обычных учебных уроков.
Формы взаимодействия педагога и учащихся могут быть представлены в таком виде:
Внеклассные занятия имеют коррекционную направленность и способны корригировать и положительно влиять на личность воспитанника. Разнообразная внеурочная деятельность может способствовать тому, что индивидуальные способности ребёнка будут более разносторонне раскрываться, а так как эти данные не всегда получается рассмотреть, то внеурочные занятия в данном случае являются очень полезными.
Также, при включении в разные виды внеклассных работ, педагогический коллектив направляет процесс обучения на обогащение личного опыта ребёнка, его знаний о разнообразии деятельности людей, дети приобретают необходимые умения и навыки на практике. При разнообразной внеклассной работе развивается у детей интерес к разным видам деятельности и желание действовать активно, участвуя в продуктивных, одобряемых социумом видах деятельности [7, с. 85].
На внеклассных занятиях формируется положительная «Я-концепция» у ребёнка. Данная концепция характеризуется определёнными факторами:
В.В. Воронкова отмечала, что главной задачей внеклассной работы является всестороннее развитие учащихся, цель которого направлена на подготовку их к самостоятельной жизни и умению самостоятельно трудиться [2, с. 216].
Процесс внеклассной воспитательной работы предполагает:
Внеклассной работе отводится одно из первых по значимости мест в процессе воспитания и развития учащихся.
В.П. Кащенко отмечал, что при проведении:
Выделяют одну из главных задач внеклассной работы в специальных (коррекционных) учреждениях: всестороннее развитие обучающихся, цель которого направлена на подготовку детей к самостоятельной трудовой жизни и самостоятельной жизни. Данная задача решается при проведении коррекционных мероприятий и их общей системы, которая направлена на то, чтобы смягчить недостатки развития детей с умственной отсталостью и формировать их личностные качества, адаптировать их в общество. Имея целенаправленность и систематичность внеклассной воспитательной деятельности – это наиболее эффективно содействует формированию и развитию личности [3, с. 29].
Специальные (коррекционные) учреждения для лиц с нарушениями интеллекта занимаются подготовкой учащихся к овладению рядом знаний, умений и навыков:
Специальной задачей внеклассной работы по воспитанию качеств личности в специальных (коррекционных) учреждениях является способность повышать регулирующую роль интеллекта в поведении детей в различных ситуациях и при различной деятельности.
Внеклассная воспитательная работа имеет также коррекционное влияние, как отмечают Г.М, Дульнев и В.В. Воронкова, наиболее эффективное влияние оказывает при ориентировании на развитие у детей с умственной отсталостью ВПФ, логики и формирование мотивационных компонентов и мотивов практической деятельности. Также, одной из важных задач внеклассной работы является поиск компенсаторно-коррекционных средств, желательно постоянный. Средства данного поиска необходимо направить на способность вырабатывать положительные качества у учащихся специальных (коррекционных) учреждений [2, с. 220].
Наряду с прочими дидактическими задачами возникает и решается не менее важная задача: требуется выработка у детей умения сознательно и верно оценивать окружающих людей и самого себя.
При воспитательной работе в процессе обучения создают общие необходимые условия для всего коллектива, также обеспечивают индивидуальные условия.
Выработка и использование индивидуальных условий и педагогических средств направляется на создание возможности более быстрого включения ребёнка в системы общей педагогической работы. Проделанная работа предоставляет возможность развиться некоторым факторам сразу:
Таким образом, коррекция дефектов, возникающих при развитии ребёнка с умственной отсталостью, осуществляется особыми типами приёмов и методов воздействия при воспитательной работе, трудовом обучении и воспитании, в процессе познания общеобразовательных предметов. Воспитание и обучение ребёнка с нарушением интеллекта находятся в тесном содружестве и взаимной связи, составляют процесс целостный при становлении личности детей, подготавливают детей к возможности самостоятельно жить и трудиться. При данной подготовке активно используется внеурочная система обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.
Список литературы