gototopgototop

УДК 159.99

Психосоциальная работа с детьми, пережившими насилие

Минакова Полина Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент Дальневосточного федерального университета.

Красномовец Зинаида Алексеевна – студент-магистр Департамента природно-технических систем и техносферной безопасности Дальневосточного федерального университета.

Аннотация: В данной статье рассматривается понятие терминов «насилие» и «жестокое обращение», исследуется отечественное и зарубежное законодательство в области защиты прав детей, представлена основная форма работы с детьми, пережившими насилие, а также даются рекомендации по созданию кризисного центра совместного пребывания.

Ключевые слова: насилие, жестокое обращение с детьми, психосоциальная работа, психотерапия, кризисный центр совместного пребывания.

Насилие существовало на протяжении развития человеческого общества, к сожалению, и на сегодняшний день различные формы его проявления можно встретить во всех странах мира. Ежегодно от насилия на планете погибают более полумиллиона человек, и еще большее число получает телесные повреждения без смертельного исхода [9]. Дать точную оценку ущерба, которое наносит насилия жертвам невозможно, как и невозможно измерить горе и страдания людей, которые оказались его жертвами.

Пострадавшие от насилия представляют собой группу риска по формированию затяжных, глубоких психических расстройств. Даже смежные психические нарушения, например, повышенная тревожность, страхи, эмоциональная неустойчивость, трудности концентрации внимания, расстройства сна и поведения, в будущем могут привести к значительному снижению качества жизни, социальной дезадаптации, формированию девиантно-патологических черт характера, возникновению различных психических и соматических заболеваний, суицидальных наклонностей.

Среди различных форм проявления насилия особенно выделяется насилие по отношению к детям. Существуют два термина для определения данной проблемы: насилие над детьми и жестокое обращение с детьми.

Жестокое обращение с детьми – это действия или бездействие родителей, воспитателей и других лиц, которое наносит ущерб физическому или психическому здоровью ребенка [4].

В России не существует единого терминологического подхода к определению понятий «насилие» и «жестокое обращение», более того, существует большое количество других терминов, используемых при описании данной проблемы, например, злоупотребление, принуждение, эксплуатация и т.д. [7].

Среди населения имеется много ошибочных установок, формирующих восприятие насилия, как нормы поведение, и отнесение к нему только случаев физического воздействия. Однако, исследователи пришли к выводу, что понятие «насилие» включает в себя не только факт применения физической силы, но и принуждение или поощрение к совершению действий или проступков; вовлечение человека в деятельность с помощью обмана, шантажа, или манипуляций; злоупотребление властью. Причем понятие «власть» в данном случае, рассматривается широко: как власть возраста, например, взрослые над детьми, власть силы, власть популярности и т.д. [2].

В отношении ребенка выделяются четыре основные формы насилия: физическое, сексуальное, психическое и социальное.

Насилие над детьми может быть двух типов: явное и скрытое (оно же косвенное). По локализации во времени можно выделить насилие, происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По месту происшествия: дома, в школе, на улице. По источнику насилия выделяют: членов семьи, а также детей и незнакомых взрослых [6].

В международном праве существует два основных документа в области защиты прав детей. Это Декларация прав ребенка, гарантирующая право детей на имя, гражданство, образование, любовь и понимание, социальную защиту и социальное обеспечение. А также Конвенция ООН о правах ребенка, которая определяет право детей на образование, культуру, отдых и досуг [1].

В России маленькому гражданину от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека в соответствии с Конституцией РФ, международными договорами Российской Федерации, Семейным кодексом и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Дети, ставшие жертвами насилия, нуждаются в комплексе социальной, медицинской, психологической и правовой помощи. Исключение даже одного из компонентов снижает эффективность терапевтического вмешательства [3].

Опыт работы с детьми, которые пострадали от насилия и жестокости, говорит о том, что многие из них живут в крайне неблагополучных условиях, и оставление в данных семьях опасно для жизни. Исходя из данного факта, любая помощь таким детям начинается с обязательного изъятия их из семьи. Наилучшим вариантом их временной изоляции является помещение детей в кризисные центры и службы психологической помощи, при данных центрах организованы кабинеты анонимного консультирования, телефоны доверия, дневные стационары и т.д.. На сегодняшний день в данные центры помещают детей в основном из неблагополучных семей, которые, скорее всего, не вернутся назад. В данном аспекте становится заметна проблема несовершенства законодательных норм, которые не позволяют активно вовлекать родителей в психотерапию, в участие в обучающих и коррекционных программах. Получается, что легче лишить родительских прав, чем заставить родителей пройти курс по психо-коррекционной работе. В настоящее время актуальной задачей является привлечение семей к активному сотрудничеству с социальными службами и кризисными центрами [8].

Исходя из вышеизложенного, на наш взгляд, создание кризисного центра совместного прибывания детей и родителей, в котором с семьями будут работать психологи и социальные педагоги, является наиболее удачным решением.

Данный центр сумеет дать второй шанс семье на исправление и сохранение свое целостности.

Предполагается, что семьи будут посещать групповые и индивидуальные сеансы психотерапии, включающие в себя: психологическое интервью с каждым членом семьи в начале и конце прибывания, психологические тренинги, направленные на сближение и формирование доверия к своим близким, например, психодрамма, арттерапия, игротерапия и т.д.. Семья будет обучена методам снижения тревоги и контроля негативных эмоций.

Также в данном центре можно будет получить консультацию юриста и воспользоваться услугами социального работника, по вопросам трудоустройства и оформления видов социальной помощи.

Цель данного центра: оказание психосоциальной помощи детям переживших насилие.

Задачами данного центра являются:

  1. непосредственная психосоциальная помощь ребенку, пережившему насилие, и его семье;
  2. определение уровня готовности родителей меняться и благоприятно влиять на ребенка;
  3. установление позитивных ориентаций и установок на будущее;
  4. оказание психотерапевтической, правовой и социальной помощи семье.

По окончанию пребывания семьи в данном центре будут выданы рекомендации специалистов для принятия решения о дальнейшей судьбе ребенка: изъятия его из семьи или оставления в ней.

Таким образом, в данной статье были рассмотрены теоретические аспекты насилия над детьми, основные виды помощи, оказываемые детям, ставшим жертвами насилия и их семьям, а таже предложено создание кризисного центра совместного пребывания детей и родителей. Однако, не стоит забывать, что решение проблемы насилия заключается не только в психосоциальной работе, но и в профилактике и социальном контроле, как со стороны государства, так и общества в целом.

Список литературы

  1. Алексеева О. Н. Конвенция ООН о правах ребенка, как основной международный стандарт международно-правовой защиты прав детей // Colloquium-journal. 2020. № 4-7. – С. 5-7.
  2. Девятковская С. В. Физическое или психологическое насилие как составляющие принуждения // Юристъ-Правоведъ. 2016. № 4. – С. 40-45.
  3. Дерябина В. В. Технология социально-психотерапевтического сопровождения детей, переживших насилие // Социальная педагогика. 2014. № 2. – С. 50-60.
  4. Западнова Ю. А. Жестокое обращение с детьми и формы его проявления: вопросы квалификации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 1. – С. 74-78
  5. Захарова Н. М., Милехина А. В. Основные принципы оказания медико-психологической помощи жертвам насилия // Российский психиатрический журнал. 2017. № 6. – С. 32-39.
  6. Карманов М. В. Насилие над детьми как особый объект статистического исследования // Статистика и экономика. 2017. № 2. – С. 52-58.
  7. Кирюхин А. Б. К вопросу о терминологии насилия // Вестник экономической безопасности. 2015. № 4. – С. 26-29.
  8. Костенко М. А. Тенденции и проблемы становления системы психосоциальной помощи семьям с детьми в регионах России // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 4. – С. 179-185.
  9. Красненков В. Л., Руднев А. О. Семейное насилие в отношении женщин // Тверской медицинский журнал. 2014. №6. – С. 44-52.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail