УДК 37.013

Экспериментальное обследование и разработка программы с использованием логопедической ритмики в комплексной коррекции общего недоразвития речи

Мигай Елена Владимировна ­– студент Вятского государственного университета.

Аннотация: В статье раскрываются приемы и методы, с помощью которых реализуется работа у детей с общим недоразвитием речи, посредством логопедической ритмики.

Ключевые слова: логоритмика, восприятие, коммуникативные умения, общее недоразвитие речи, речевая функция.

Цель

Выявить характерные особенности общего недоразвития речи посредством логопедической ритмики.

Методы

Введение

Актуальность исследования: на современном этапе развития общества пристальное внимание учёных уделяется обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, что отражается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Речь служит важнейшим инструментом для социализации детей. Поэтому развитие речи является одной из актуальных проблем логопедии. Ведь только при наличии у ребенка хорошо развитой речи, он сможет дать ответы на сложные вопросы, и при этом они будут полными и развернутыми.

В составленной нами диагностической методике оценки было выделено три направления исследования: речевая моторика, речевое дыхание, слоговая структура слова. Всего участвовало 52 человека. 26 – экспериментальная группа, 26 – контрольная группа. Исследования проводились по методикам Е.Ф. Архиповой, Л.А. Квинта, Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина.

По результатам диагностики нами были сделаны следующие выводы: в экспериментальной группе высокий уровень у 2 детей (8%), средний уровень у 8 детей (31%), низкий уровень 16 детей (61%), в контрольной группе высокий уровень у 3 детей (11%), средний уровень 11 детей(42%), низкий уровень у 12 детей(47%).

Результаты

Мы разработали диагностическую методику оценки речевой коммуникации старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Выделили в диагностической методике три направления исследования. В каждом направлении выделили критерии оценки. Описали количественную и качественную оценку каждого направления.

По данным результатам, мы можем сделать вывод, что низкий уровень коммуникативных умений является доминирующим во всех группах. Дети с высоким и средним уровнем имеются в каждом группе, но их немного. Однако в экспериментальной группе низкий уровень развития речи у детей значительно выше. Таким образом, полученные данные констатирующей диагностики позволяют сделать следующий вывод: у детей старшего дошкольного возраста преобладает низкий уровень развития речи, проявляющийся в их несостоятельности вести диалог с взрослыми и сверстниками, отсутствии умения принимать участие в коллективных делах, что говорит о недостатках в педагогической работе по развитию речи.

Анализ результатов констатирующей диагностики подтвердил необходимость целенаправленной педагогической и логопедической работы для развития речи у детей средствами логопедической ритмики.

Выводы

Cредства логоритмики развивают функциональные системы ребенка, его дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, слуховое восприятие, слуховую и зрительную память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала, т.е. развивают речевую функциональную систему через неречевые психические процессы.

Список литературы

  1. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника [Текст] / Т. Б. Филичева, А. В. Соболева. – Екатеринбург: Арго, 1999. – 79 с.
  2. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: методическое пособие для учителя-логопеда [Текст] / Р. И. Лалаева. – Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
  3. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов. – М. : Кнорус, 2005. – 338 с.
  4. Гоголева, М. Ю. Логоритмика в детском саду: Старшая и подготовительная группы [Текст] / М. Ю. Гоголева. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 120 с.