Михалева Анна Александровна – студентка Лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е.А. Вагнера.
Аннотация: В данном исследовании изучается зависимость болезни Альцгеймера от изначальных интеллектуальных способностей человека. Низкий уровень интеллекта является неблагоприятным фактором риска развития старческой деменции альцгеймеровского типа. Данная статья отражает проведённое ретроспективное исследование в виде тестирования среди 25 добровольцев старше 65 лет. Автором этой статьи предлагается следующая теория, что изначально низкий уровень интеллекта способствует повышению риска возникновения болезни Альцгеймера, а средний и высокий уровень изначального интеллекта является, своего рода, профилактикой данного заболевания. Исследование развивает наше представление о том, что болезнь Альцгеймера может быть предотвращена, путём своевременного развития интеллектуальных способностей человека. В статье не будет обсуждаться течение сенильной деменции альцгеймеровского типа. В данной статье будет говориться только о том, как умственные способности человека напрямую связаны с вероятностью возникновения болезни Альцгеймера. Результатом исследовательской деятельности автор пришёл к заключению, что исходный низкий интеллект человека отрицательно сказывается на перспективы появления дегенеративного заболевания нервной системы, в частности, на когнитивные расстройства. Таким образом, низкий уровень интеллекта каждого участника исследования является фактором риска возникновения сенильной деменции альцгеймеровского типа.
Ключевые слова: Интеллект, болезнь Альцгеймера, деменция, исследование, уровень интеллекта.
Цель исследования: Оценить зависимость вероятности развития старческой деменции альцгеймеровского типа на фоне изначально сниженных интеллектуальных способностей человека.
Метод исследования: Основной метод исследования в данной статье – тестирование, т.к. с переводом большинства сфер деятельности человека в дистанционный режим работы, на фоне пандемии COVID-19, этот вариант получения необходимых информационных данных является единственным безопасным и в то же время экономичным, не предвзятым, оперативным и простым способом обмена информации.
Автор статьи провела дистанционное тестирование группы пожилых людей, возрастом старше 65 лет. Тестирование подразумевало проверку зрительной, слуховой, моторной, кратковременной и долговременной памяти. Для экспериментальной группы пожилых людей было дано задание выполнять все необходимые просьбы максимально быстро (кроме проверки долговременной памяти), основываясь на своих собственных чувствах, оценки происходящего и собственного состояния памяти, без использования дополнительных материалов (запрещалось записывать сказанные автором слова, которые должны были быть прослушаны на проверке звуковой памяти). Опрашиваемые отвечали на вопросы и выполняли все задания индивидуально, в разный промежуток времени, вне зависимости друг от друга. Результаты тестирования можно оценить в таблице №1.
Таблица 1. Результаты тестирования.
Показатели/Результат |
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
Слуховая память |
10 чел. |
10 чел. |
5 чел. |
Зрительная память |
8 чел. |
10 чел. |
7 чел. |
Моторная память |
7 чел. |
8 чел. |
10 чел. |
Кратковременная п. |
10 чел. |
7 чел. |
8 чел. |
Долговременная п. |
5 чел. |
6 чел. |
14 чел. |
Уровень образования |
ВУЗ – 8 чел. |
ПТУ – 7 чел. |
Школа – 10 чел. |
Результаты: Данные приведённые в таблице №1 отображают точные (по количеству) результаты, т.к. был учтён каждый принимающий участие по отдельности, исследование проводилось со всеми индивидуально. Итоги работы автора этой статьи показали, что у большинства пожилых людей уже есть признаки дегенеративных изменений, от одного человека к другому прослеживается ухудшение выполнения предложенных заданий. Стоит отметить, что 1 из испытуемых имеет синдром Дауна, что является усугубляющим фактором, при котором вероятность появления деменции увеличивается многократно. Лучше всех тестирование прошли люди, имеющие уровень образования – высшего учебного заведения, соответственно, хуже всех справились те, чей уровень интеллектуального развития был равнозначен полному или неполному среднему образованию.
Обсуждение: Действительно, при проведении автором подобного эксперимента в подтверждение или опровержение собственной теории о зависимости уровня интеллектуального развития и вероятностью развития старческой деменции, результаты были предсказуемые. Было отмечено, что когнитивные функции многих участников значительно снижены от «средних показателей». Но не стоит утверждать, что высшее образование является 100% профилактикой описанной патологии, т.к. деменция имеет тенденцию к наследственной передаче. На данный момент нельзя с точностью объяснить этиологию болезни Альцгеймера из-за того, что она недостаточно исследована учёными. Но можно предоставить участникам возможность отсрочить или полностью исключить возможность появления подобной патологии.
Итоги подобного тестирования показали, что лица пожилого возраста имеют предрасположенность к сенильной деменции альцгеймеровского типа, кто-то в большей степени, кто-то меньше. В качестве профилактики можно предложить участникам следующие рекомендации: учить новые иностранные языки, решать кроссворды, правильно питаться, регулярно следить за уровнем артериального давления, заниматься спортом, избавиться от вредных привычек, избегать стрессовых ситуаций.
Заключение: Для достижения поставленной цели и проверки теории автора были использован общенаучный метод, при котором был произведён анализ литературы на выбранную тему статьи, обобщение, сравнение описаний проявления болезни у людей с разным уровнем образования и систематизация полученных эмпирическим и теоретическим путём результатов дистанционного тестирования. В итоге было доказано, что уровень интеллектуального развития может стать одним из факторов проявления старческой деменции, что в свою очередь является бесповоротным изменением когнитивных функций человека. Последствия могут привести к ухудшению прогноза продолжительности и качества жизни пациентов.
Список литературы