УДК 614.253
Ушаков Евгений Владимирович – кандидат философских наук, доцент кафедры Государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Аннотация: Статья посвящена проблеме медицинской коммуникации с точки зрения взаимодействий пациент – система. Обсуждаются основные характеристики этого комплекса взаимодействий. Подчеркивается важность этой темы для проблем биомедицинской этики и защиты прав пациентов, так как особенности коммуникации пациент – система осложняют проблемы защиты прав пациентов. Это вызывает необходимость в дальнейших исследованиях данной темы.
Ключевые слова: коммуникация в медицине, медицинская этика, биоэтика, права пациентов, защита прав пациентов.
Медицинская коммуникация в последние десятилетия привлекает все большее внимание исследователей [1,2]. Все более признается важность этой темы для решения многих проблем здравоохранения, а также осознается, что этот предмет требует изучения с помощью специальных методов: антропологии, психологии, социолингвистики, прикладной лингвистики и др.
Проблемы коммуникации в медицине имеют значение в том числе с точки зрения биоэтики и защиты прав пациентов. Биомедицинская этика много внимания уделяет различным аспектам укрепления автономии и блага пациента: информированному добровольному согласию, самоопределению пациента и т.п., однако достижение надлежащей степени защищенности пациента пока остается открытой проблемой [3].
Одна из основных трудностей в этой сфере связана с особенностями коммуникации в системе здравоохранения. В частности, помимо межперсональных взаимодействий врача и пациента имеется план особого взаимодействия вида пациент - система. Как представляется, этому вопросу до сих пор было уделено недостаточно внимания. Действительно, поскольку медицинская помощь предоставляется сегодня в большинстве случаев в организационных условиях, она в конечном итоге оказывается результатом прямой встречи человека и системы. Пациент общается с медицинским работниками, однако это не просто коммуникация между личностями, а коммуникация, находящаяся в охватывающем ее контексте организационных факторов. И здесь скрывается множество нерешенных проблем. Можно указать следующие особенности коммуникации пациент - система.
Очевидно, что базисные гуманитарные ценности коммуникации (открытость, сочувствие, взаимопонимание и др.) по определению не применимы к встрече человека и системы. Исход встречи будет зависеть всегда от персонального вклада тех, кто выступает участником или представителем системы. Зато коммуникация со стороны системы хорошо нормируется формальными, технизированными регулятивами: правила, стандарты (в том числе, например, стандарты времени для врачебного приема), жесткий круг функциональных обязанностей, полномочия для принятия решений и т.п. Это немало способствует утверждению технической нормативности в коммуникативных практиках современной медицины.
Взаимодействие типа система - пациент (как и отношение врач - пациент) обладает изначальным главенствующим началом по отношению к пациенту. Система навязывает свои правила, которые пациент не может изменить; поэтому симметрия «собеседников» исходно оказывается подорванной. Кроме того, система не предоставляет возможности прямой встречи двух сторон, чтобы они могли каким-то образом реализовать идею подлинного равноправия: мы всегда общаемся лишь с частью системы, но никогда не имеем концентрированного разговора со всей системой.
Даже общаясь с высшим руководством организации, мы все равно взаимодействуем лишь с руководством как таковым, но не с системой per se, так как у нее есть еще внутренние, скрытые от нас взаимодействия. Если главный врач принимает в нашем присутствии какое-то решение в нашу пользу, то все равно оно будет реализовываться через других участников, их интерпретацию и внутреннюю коммуникацию, так что мы оказываемся в определенной степени отлученными от прямого контроля за происходящим.
Тем самым коммуникация людей с системами выступает важным фактором, способствующим закреплению властной позиции медицинской институции, формированию безличных дискурсов, дистанцированию специалистов от вовлечения в индивидуальные жизненные ситуации пациентов, снижению прозрачности текущей медицинской практики. Все это осложняет проблемы защиты прав пациента и гарантий надлежащей помощи. Поэтому необходимы дальнейшие исследования и разработки биоэтики и медицинского права – в том числе учитывающие особенности коммуникации внутри медицинской системы
Список литературы