Роль руководителя хореографического коллектива в совершенствовании учебно-воспитательных задач народно-сценической хореографии

Аллахвердиян Иван Рудикович – преподаватель отделения Хореографического искусства Средней общеобразовательной школы-интернат народного искусства для одаренных детей имени В.Г. Захарченко.

Аннотация: В статье представлены особенности преподавания народно-сценического танца, методика преподавания народно-сценической хореографии, виды народного танца.

Ключевые слова: народно-сценический танец, методика воспитательной работы, исполнительская техника.

Народный танец это один из самых древнейших видов искусства. Он переплетается с многовековыми традициями каждого народа. Не зря говорят «пока жив народ, живет народный танец». Поэтому детей необходимо приучать с ранних лет к своей культуре, к своим традициям. Движения народно-характерного танца потерпели изменения под воздействием классического танца, они обрели особую пластичность и выразительность, но это не помешало сохранить древнюю культуру.

Каждый педагог, который преподает народно-сценический танец, должен в первую очередь быть сам оснащен профессиональными навыками, а также знать культуру не только своего народа, но и народа, который живет по соседству. Он должен обладать большими знаниями в истории, интересоваться различными традициями, развиваться духовно. А также грамотное планирование работы, которое предполагает составление различных документаций как раз и определяет результативность и качество деятельности руководителя творческих коллективов [3].

Основой любой образовательной системы является – метод. Методика воспитательной работы в хореографическом коллективе совмещает в себе сочетание исполнительских, педагогических и психологических моментов, обеспечивающая не только профессиональную выучку, но и формирование эстетического развития всего коллектива.

Руководитель, добиваясь точности и техничности выполнения каждого движения, обязан также требовать осознание стиля, характера исполняемого танца. Он должен обучить детей правильной подачи и особенности каждого движения. Учащиеся должны, осознано ознакомиться с бытом, историей, национальной культурой народа, которым создан разучиваемый танец. Главная задача педагога - заинтересовать ребенка, вдохновить его, поэтому большое значение имеет построение урока, а также выбранный материал. Очень сложно заинтересовать детей младшей возрастной группы, для этого необходимо подобрать определенный метод преподавания, а также внести в урок развивающие игры. Поэтому для повышения развития активности, нравственного потенциала личности ребенка, важно постоянно обогащать и обновлять используемые формы и методы педагогической работы [2].

Одно из самых важных критериев в преподавании народно-сценического танца это выработка музыкальности [1]. С детьми, у которых музыкальность врожденная заниматься немного проще, а для тех, кто не слышит музыку необходимо подобрать различные упражнения на ритмику. Музыка – это основа, которая помогает исполнителю выявлять характер движения.

Руководитель хореографического коллектива должен сам хорошо разбираться в стилях и жанрах, быть музыкальным, не засорять танец ненужными движениями и понимать физические способности каждого ребенка. При постановке танца можно усложнять технику, в зависимости от данных исполнителя, но при этом сохранять музыкальную специфику и национальный колорит.

Народно-сценический танец является одним из самых сложных танцев. Он требует большой техники, профессионализма, энергии и точности исполнения движения. Поэтому приобщать детей к народному творчеству следует с 8-9 лет, когда учащийся имеет определенную подготовку. Перед тем как начать обучение народно-сценическому танцу ребенок должен пройти классическую школу. Разучить позиции рук, ног классического танца, приобрести выворотность, поставить осанку.

При первоначальном обучении детей младшего возраста необходимо разучить положения и позиции рук и ног, легких элементов народно-сценическом танце. На следующих годах обучения учащихся можно ставить к станку, необходимо объяснить им правильное положение корпуса, ног, головы. Урок начинается с упражнений у станка, для развития суставно-связочного аппарата. Педагог должен наблюдать за правильностью выполнения каждого движения и с первого же года обучения постепенно приучать учеников к выполнению упражнений не только чисто технически, но и в танцевальной манере каждого народа.

Занятия на середине необходимо также начать с положения головы, рук и ног. Постепенно можно вводить основные ходы народного танца, а также вставлять небольшие этюды и разучивать «моталочку», «веревочку», дроби и вращения. В самодеятельных коллективах желательно, чтобы урок народного танца проводился общим для юношей и девушек..

Искусство с ранних лет жизни является средством формирования мировоззрения ребенка, в его духовных и эстетических вкусов, развивает образное мышление, поэтому руководитель – это, прежде всего, пример для своих учеников, человек глубоких знаний и опыта, который должен идти в ногу со временем.

Список литературы

  1. Бочкарёва Н.И. Традиционная танцевальная культура и сценические формы русской народной хореографии в современных условиях // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2013. №6 (29) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnaya-tantsevalnaya-kultura-i-stsenicheskie-formy-russkoy-narodnoy-horeografii-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 30.10.2020).
  2. Карпенко В.Н., Пекшин А.А. Формы и методы педагогической работы в хореографическом коллективе, их воздействие на развитие творческих способностей личности // Культура. Духовность. Общество. 2014. №14. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-metody-pedagogicheskoy-raboty-v-horeograficheskom-kollektive-ih-vozdeystvie-na-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-lichnosti (дата обращения: 30.10.2020).
  3. Плаксин Н.В., Аспекты деятельности руководителя творческого хореографического коллектива: учеб. пособие / Н.В. Плаксин; Тюмень. гос. институт культуры. Тюмень, 2020. – 13 с.