УДК 947.1(575.2) (043.3)

Глобализация и ее влияние на национальную культуру

Кадыров Турдумамат Дыйканбаевич – профессор Ошского государственного университета.

Шаанов Талант Мурадиллаевич – доцент Ошского государственного университета.

Аннотация: Историческим фактом было то, что начавшаяся в последней четверти ХХ века перестройка, демократизация советского общества, первые шаги политических реформ, с одной стороны, принесли благо не существовавшим ранее демократическим ценностям, с другой стороны, одновременно захватили шестую часть мира и привели к разрушению СССР, известного во всем мире как советская империя, принеся на карту мира новое суверенное государство. С другой стороны, такие изменения сделали эти новые государства доступными для процесса глобализации, которого они раньше не видели и не испытывали.

Ключевые слова: история, глобализация, независимость, государства.

В начале 90-х годов наш народ и государство претерпели ряд изменений и стали позиционироваться на мировой арене как свободное, суверенное и независимое национальное государство с другим официальным названием. Была принята Декларация независимости страны от 15 декабря 1990 года и декларация независимости 1991 года. Декларация независимости киргизского государства, принятая 31 августа, была опубликована и в мировое сообщество. Кроме того, мы не можем оспаривать исторический факт, что основной закон - Конституция - будет принят в кратчайшие сроки, будет введена национальная валюта Кыргызской Республики сома, а также будут приняты новые национальные государственные символы. Безусловно, появление суверенной и независимой Кыргызской Республики - это важнейшее событие в истории кыргызского народа. Неоспоримым фактом является то, что в соответствии с требованиями общественно-политической жизни в нашей стране в этот переходный период на фоне суверенитета и независимости произошел ряд существенных и существенных изменений. В то же время в стране реализуются процессы социально-политической трансформации и модернизации. У нас не было опыта решения многих вопросов государственного устройства, политических, социально-экономических, но интересы и перспективы государства позволили быстро решить эти вопросы. В результате многие сложные вопросы, требующие оперативного решения перед кыргызским народом, руководством страны и государственными органами, были решены со многими недостатками и недочетами. В суверенном Кыргызстане процесс деидеологизации, расчленения, десоветизации, децентрализации и деиндустриализации начался в кратчайшие сроки. Они должны были претерпеть значительные изменения в нашей идейной жизни, духовной жизни и здравоохранении.

В то же время, проводя политические, социально-экономические реформы в условиях нового суверенитета, стало очевидным, что значительная сфера общественной жизни – культура-практически забыта, более того, процесс глобализации в последнее время оказывает практически негативное влияние.

Это конечно, привело к ряду серьезных политических и социальных изменений в общественно-политической жизни. Следует также иметь в виду, что за последние двадцать лет в нашей стране произошли особые исторические и политические события [1]. В частности, кыргызско-узбекские этнические конфликты 1990 и 2010 годов в городах Ош, Джалал-Абад и областях, а также Революции-дважды за 5 лет - 24 марта 2005 года, 7 апреля 2010 года. Поэтому неоспоримым фактом является то, что состояние политической, социальной, экономической и общественной жизни страны, изучение процессов их развития и трансформации являются важными и основополагающими по особо проблемным вопросам. Именно в рамках этих изменений культурный слой суверенного и независимого киргизского государства оставался в тени, в ряде случаев финансировался по остаточному принципу – остаточному принципу и создавал множество проблем. В частности, присутствие нашей страны в глобальном, глобальном контексте культурной сферы создало ряд проблем в общественной жизни. Этот процесс совпал с периодом политико-правовых изменений в социокультурных и финансово-экономических отношениях в результате глобализации мировой цивилизации [2]. Она сопровождалась переходом на качественно новый этап развития, характеризующийся формированием единого информационного пространства. Указанные изменения не повлияли на характер и направленность социокультурных процессов, происходящих в новообразованных государствах, а также на политику разработки и реализации их политических доктрин развития культуры.

Процесс выхода на международную арену суверенного кыргызского государства лежит в основе политики глобализации и регионализации культурных и социальных систем. Политика глобализации сопровождается ускорением процессов промышленного производства, технологического развития, снятием языковых, национальных и религиозных ограничений, экспансией западной массовой культуры. Регионализация, напротив, характеризуется стремлением этнических, конфессиональных, региональных и других обществ сохранить свою культуру [3].

В связи с этим перед центрально азиатскими государствами, наряду с глобализацией, встает вопрос решения проблем, связанных с сохранением культурных особенностей, специфики национальной культуры народов, проживающих на одной территории.

Основной тенденцией современного развития является глобализация, которая не имеет ничего общего с историческим фактом современности и процессами формирования и становления национально-культурной идентичности народов и наций. Это взаимосвязанные и взаимозависимые процессы. Ведь возникновение глобализации контрастирует не только со стремлением культурных систем и государств-носителей достичь определенной высоты собственного развития, но и с тем что только наиболее мощные культуры и государства в эпоху глобальных изменений сохраняют свое место и место в едином процессе глобального развития.

Глобализация - это общий процесс культурной, идеологической и экономической интеграции государств который сопровождающий современную цивилизацию, государственные организации, национальные и этнические объединения.

Народы и страны мира живут в условиях возрастающей взаимной выгоды. Ускорение темпов цивилизационных и исторических процессов поставило на повестку дня вопрос о преодолении неопределенности глобальных отношений и их углублении, укреплении и изоляции стран и народов.

Изоляция от мира отступление от других только в его пределах, было идеалом аграрного типа общества, а современное общество характеризуется человеком, который постоянно движим мотивами обновления и изменения, выходя за установленные пределы, всегда стремится найти новое видение. Современный период еще больше сблизил народы и страны. Такие процессы охватывали все большее число регионов, определяли общность исторического прогресса и приводили к новому этапу интернационализации. Сегодня глобализация превратилась в процесс построения нового единства всего мира. Его основной целью является быстрое распространение экономики, политики и культуры развитых стран в различные регионы отстающих и развивающихся стран. Определяющим моментом является то что во многих случаях эти крупномасштабные процессы носят добровольный характер.

Процесс всеобщей глобализации вносит необходимые и глубокие изменения в процесс сближения и взаимодействия народов и государств. За этим следует процесс сближения и улучшения уровня и качества жизни. Мир собирается вместе для решения межгосударственных или локальных региональных проблем. При этом учитывается установление (внедрение) норм и стандартов, которые все еще являются проблематичными для развитых стран. Грубая трансплантация чуждых норм и ценностей в социальный организм может быть крайне вредной. 

Процесс глобализации характеризуется главным образом следующим:

  • интернационализация в первую очередь взаимозависимость описана зависимость;
  • либерализация торговли, устранение торговых барьеров, стимулирование инвестиций;
  • мобильность и развитие интеграционных процессов;
  • вестернизация - доставка западных ценностей и технологий во все части мира;
  • детерриторизация-отсутствие национальных территорий, активизация транснациональных масштабов и снижение значимости национальных границ.

Культура усиливает противоречия между обществом и человеком, в то время культура является показателем цивилизационного уровня государства или нации. Известные философы XX века неоднократно подчеркивали, что культура является основой единства и многообразия в развитии социальных систем. Чтобы адаптироваться к XXI веку и чувствовать себя адекватно, Центральная Азия должна участвовать в процессе глобализации. В контексте глобальных тенденций развития современной жизни остро встает проблема социальной ответственности, а также того, какие ценности необходимо развивать нынешнему поколению для того, чтобы продолжить преемственность истории. В этой связи наряду с сохранением исторического и духовного наследия на повестке дня стоит развитие различных культур внутри региона.

Таким образом Кыргызстан в настоящее время переживает процесс модернизации и глобальной глобализации в ответ на глобальные тенденции развития. Это конечно никак не отразилось на киргизской национальной культуре.

Список литературы

  1. Арутюнов, С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие [Текст] / С.А. Артюнов. - М.: Наука, 1989.- 145с.
  2. Асанканов, А. А. Кыргызы: Рост национального самосознания [Текст] / А.А. Асанканов.- Бишкек: Мурас, 1997.- 134с.
  3. Библер B.C. М.М. Бахтин или Поэтика культуры [Текст] /В.С. Библер. - М.: Прогресс, 1991.- 123с.
  4. Гордиенко А.А. Антропологические и культурологические предпосылки коэволюции человека и природы: философско-антропологическая модель коэволюционного развития[Текст] / А.А. Гордиенко. - Новосибирск:[б.и.], 1 – 234с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: