Главные культурные запреты в русской культуре и причины их становления

Му Дань – преподаватель русского языка Коммерческого института Наньго при Гуандунском университете иностранных языков и международной торговли (Гуанчжоу, Китай).

Аннотация: В русской культуре запреты выросли из различных древних обрядов и языческих верований. Этимология большинства из них раскрывает причины этих запретов. Почти всегда оказывается, что смысл плохой приметы со временем трансформировался.

Ключевые слова: запрет, суеверие, плохая примета, происхождение, темные силы.

Проект фонда: Проект научно-исследовательской работы 2019 года Коммерческого института Наньго при Гуандунском университете иностранных языков и международной торговли. Тема научно-исследовательской работы: «Анализ культурных различий Китая и России с точки зрения табу в русской культуре», номер проекта: 19-012B, руководитель проекта: Му Дань

Культурные запреты в русской культуре в первую очередь связаны с областью суеверий. Плохая примета рассыпать соль, возвращаться, свистеть дома. Возникновение запретов связывается с особенностью географических и социокультурных условий на Руси – в те периоды, когда они возникали. Первый большой пласт суеверий – это приметы изначально связанные с земледелием. Сотни лет главным вопросом для русского народа был: каким будет урожай? Люди наблюдали за проявлениями природы, а главное, думали о влиянии различных потусторонних сил.

Еще один класс суеверий, не только рассчитанных на запреты, вырос из обрядов. Большинство подобных действ носит провоцирующий характер – сделать что-то, чтобы другое желаемое что-то произошло само, то есть определенные действия ведут к определённым последствиям, иногда не самым радужным.

И самый большой пласт культурных запретов пришел в современный мир из язычества. Именно языческие верования с приходом христианства начали трансформироваться в суеверия. [4]

Рассмотрим подробнее этимологию некоторых плохих примет.

Свистеть дома и сегодня – плохая примета, считается, что это действие напрямую отразится на финансовом положении семьи: «Не свисти дома – денег не будет» - строгая формулировка запрета, которая известна, пожалуй, каждому русскому человеку. Но на самом деле изначально свистеть запрещалось по другим причинам. Во-первых, так можно выгнать из дома домового. По народному поверью, это существо свист очень раздражает, и в какой-то момент он может просто бросить дом, в котором жил все время и уйти в поисках лучшей жизни. А домовой, как известно, положительный персонаж, он защищает обитателей дома и помогает им.

Вторая причина – свист наоборот очень любят все темные силы, например, бесы. Организация шабаша под собственной крышей пугала крестьян посильнее бедности, поэтому свистеть дома было нельзя. [3]

Следующий запрет – возвращаться. И для этой приметы можно найти несколько обоснований. Первое связано с другой приметой – чтобы вернуться, нужно переступить через порог. Порог древние славяне считали магическим объектом в доме, может быть, еще и потому что в некоторых традициях прах усопших предков хранился именно под порогом. Через порог нельзя здороваться и вообще разговаривать, нельзя передавать какие-то вещи, и тем более, сидеть на нем. Второе объяснение – наши предки верили, что возвращаться – это менять вектор судьбы, насильно влиять на нее, а так со своей судьбой поступать не стоит, иначе она преподнесет урок, который человеку не понравится. [6]

С просыпанной солью все несколько проще. В этом запрете не задействованы никакие потусторонние силы. В основе суеверия лежит обычный прагматизм. В крестьянских домах соль была в прямом смысле на вес золота. К тому же попробуй собери ее с земляного пола. Просыпать соль – это, действительно, к потере денег для семьи. Поэтому виноватого обычно ждало суровое наказание – это и сеть та ссора, о которой сегодня мы говорим, но которую, наверное, сегодня ждать вряд ли можно.

Нельзя давать вечером в долг – сегодня эта примета почти вышла из оборота. Считается, что в таком случае этот долг тебе вряд ли вернется. На самом деле, изначально эта примета была немного шире. Был запрет на прикосновение к деньгам после заката, потому что они ночью спят. Если человек нарушал этот запрет, то настраивал против себя духов, которые в ответе за его благополучие. Но в целом народная мудрость предлагает вообще не решать никаких серьезных вопросов вечером, речь идет не только о деньгах, а вообще о любой сфере жизни: «Утро вечера мудренее».[5]

Еще одна полузабытая плохая примета – нельзя подбирать вещи на перекрестках. Это связано с верой славят в том, что именно на перекрестках лучше всего проводить разные темные обряды. На месте их проведения могут оставаться вещи, в том числе достаточно ценные. Люди верили, что колдуны прятали в них чужие проблемы. Поэтому, если не хочется подобрать себе бед, считалось, что лучше с перекрестка не брать ничего.

А запрет есть с ножа работает и сейчас, просто потому что это неплохой способ защитить детей т игр с опасными столовыми приборами. Однако корни этого суеверия уходят в далекое прошлое, когда любой нож считался оружием, а значит носителем смерти, такой предмет в быту лучше лишний раз не трогать.

Нельзя прибираться в доме после ухода гостей, потому что таким образом, грубо выметается прочь «дух гостя» - его след, который уходит вслед за хозяином, но очень медленно. Считалось, что приборкой можно причинить человеку вред. Эта примета выросла из другой – противоположной. Нужно сразу же вымыть полы после того, как из дома вынесут покойника. Иначе умерший человек, превратившись в какое-то недоброе существо сможет вернуться в этот дом, будет знать дорогу. Так же нужно действовать после того, как девушка была отдана замуж из отчего дома. Иначе брак будет некрепким и недолгим, дочь вернется в отчий дом, а это очень плохо – несмываемый позор для семьи.[2]

Еще одна примета – нельзя выбрасывать хлеб. Для наших предков хлеб был не просто пищей, а чем-то мистическим, почти живым существом, по крайней мере, он точно обладал «своим духом». Поэтому его не только нельзя выбрасывать, в испеченный каравай нельзя втыкать нож – будет голод. А когда хлеб готовится в доме – нельзя заниматься другими делами, потому что хлеб может обидеться. Считалось, что ароматом свежего хлеба питаются души умерших. И если хлеб никак не печется – значит хорошие духи покинули дом. Ну, а если человек сам по доброй воле – выбрасывает хлеб, ждать ему большой беды.

Не стоит надевать одежду «шиворот-навыворот», то есть наизнанку. Сегодня это просто плохая примета, а раньше считалось, что такой рассеянный человек не ценит чужой труд. Одежда шилась вручную и очень ценилась. К тому же она украшалась вышивкой, которая обычно несла множество значений, в том числе защищала от злых духов. Вывернутая наизнанку вышивка спасти человека уже не могла, поэтому к нему и могла прийти беда, посланная злыми духами, которые увидели брешь в защите человека. [1]

Плохая примета о том, чтобы проходить под лестницей как раз изначально связывалась с урожаем. Своими хождениями под ней урожаю можно было навредить. Вообще с лестницей раньше было связано много примет, но до наших дней они почти все не сохранились. В Рязанской области, например, был целый ритуал для того, чтобы земля была плодородной. На Вознесение женщины пекли длинные пироги или лепешки. Они назывались лестницами. Эти съедобные лестницы несли в поле, молились «на четыре стороны», а потом подбрасывали их в небо, приговаривая «чтобы рожь моя выросла также высоко». После обряда лепешки «лестницы» нужно было съесть. Считалось, что такой ритуал приносит хороший урожай.

Почти все эти суеверия – культурные запреты дожили до наших дней. Правда, их этимология, а значит, и причины – своего рода наказания за действия вопреки запретам – сегодня или трансформировались, или стерлись совсем. С историей возникновения постепенно исчезают и сами запреты народной культуры.

Список литературы

  1. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов - М.: Просвещение, 2003. – 187 с.
  2. Гумбольдт фон В. Язык и философия культуры - М.: Владос, 2005. – 216 с.
  3. Иванова А.А. Мифология Пинежья – МГУ, Карпогоры, 1995 – 69 с.
  4. Попов В.С. Проблемы происхождения суеверий, научная статья – Тамбоский гос. ун. им. Г.Р. Державина.
  5. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян - М: Наука, 1999. – 173 с. Саенко Ю.В. Психология суеверий - М.: Академия, 2008. – 201 с.
  6. Справочник по мировой культуре и искусству - Изд. 3-е., доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 507 с.