Шакенов Самат – PhD докторант Казахского национального университета имени Аль-Фараби.
Ергабылов Акбар – преподаватель Казахского национального университета имени Аль-Фараби.
Аннотация: Статья посвящена истории изучения археологических памятников на территории Калба-Нарымского хребта. Затронуты вопросы связанные с социально-экономическим развитием древнего населения Восточного Казахстана. Авторы на результатах археологических исследовании рассматривают основные утверждения ученых. Методологической основой исследования был комплексный подход к анализу археологических источников, который всегда предполагает расширенное использование традиционных исторических методов исследования. Можно сделать выводы что, на начальном этапе изучения региона происходит формирование библиографической и источниковедческой базы, а после системные исследования.
Ключевые слова: Калба, Нарым, могильник, эпоха бронзы, археологическая культура.
Восточный Казахстан, в том числе территория Калба-Нарымских предгории – это один из тех немногих регионов нашей страны, изучению которого уже более 200 лет. Курганы, древние вещи, развалины архитектурных памятников, древние рудники и прочие археологические памятники здесь изучали еще в XVIII веке такие крупные ученые и путишественники, как П. Паллас [1], Г.Ф. Миллер, И.Г. Гмелин, П.С. , И.П. Фальк и другие. Археологии, как науки, тогда еще не существовало и, хотя первые археологические наблюдения этих ученых во многом сохранили свою ценность и до наших дней, их все же было слишком мало.
Первые материалы по исследуемому региону получены в XIX в. Это были случайные находки единичных предметов, сбором которых занимались отдельные коллекционеры и участники экспедиций, посещавшие данную территорию с различными целями. В результате этого формировались частные коллекции древних артефактов, множество которых, не были систематизированы и представляли с собой разновременный археологический материал без конкретного местонахождения [2].
Открытие в 1902 году в городе Семей Географического Подотдела Западно-Сибирского Отдела ИРГО способствовала систематизизации краеведческой деятельности. В 1903 г. Данная организация начинает издавать собственное печатное издание под названием «Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского Отдела ИРГО», кроме этого начаты специальные поездки с целью сбора сведений о древностях, описания памятников и проведения раскопок. Тогда, видимо, был найден В.П. Никитиным в районе г. Семипалатинска каменный антропоморфный пест, а у с. Бухтарминска – конеголовый жезл. В это же время формируются частные коллекции братьев В.Н. и А.Н. Белослюдовых, которые, совместно с экспонатами Семипалатинского музея, выставлялись в 1911 г. на I Западно-Сибирской выставке в г. Омске.
С середины 30-х гг. начинается активное хозяйственное освоение Верхнего Прииртышья, в связи с чем проводятся археологические работы. Экспедицией ГАИМК под руководством А.А. Иессена и С.С. Черникова в 1935 и 1937 гг. обследуются древние выработки на олово, золото и медь. И хотя ранних материалов 14 экспедиции выявить не удалось, эти работы по замечанию И.Мерца стали первыми планомерными и целенаправленными археологическими исследованиями памятников эпохи бронзы и раннего железа региона [3].
Трудами С.С. Черникова и руководимой им Восточно-Казахстанской археологической экспедиции открыто и исследовано большое количество памятников разных эпох начиная с палеолита. Восточный Казахстан стал одним из наиболее полно исследованных районов республики, причем ни в одном другом географическом районе Казахстана с таким широким хронологическим охватом археологические памятники на тот момент оставались, не изучены.
В данный период на территории Калба-Нарымских предгории были изучены такие могильники эпохи бронзы как, могильники Средняя база Беткудук, Малый Койтас, Джартас, Белокаменка [4], Канай, Усть-Буконь [5], а так же могильники у озера Сарыколь [6], у аула Жанажурт [7], в местечке Кара-Узек и близ пикета Караджал [8]. Изучение этих памятников значительно расширило знания по вопросу религиозных представлений, хозяйства, общественных отношений, быта и физического облика населения бронзового века.
По поводу периодизации периода бронзы Восточного Казахстана и в принципе эпохи бронзы существовали и существуют множество спорных моментов, это прослеживается в многочисленных периодизациях исследователей эпохи бронзы. Например, хронологические рамки ранней бронзы Восточного Казахстана С.С. Черников в своей периодизации обозначил XVIII-XVI вв. до н.э. и отнес к нему такие памятники, как захоронение 9 могильника Канай, два сосуда могильника Усть-Буконь [5]. В свое время А.Г. Максимова раннюю бронзу Восточного Казахстана определяет первой половиной XIV-XI вв. до н.э. В данные хронологические рамки она включила такие памятники, как могильник у аула Канай, у аула Жанажурт, у оз. Сарыколь, в урочище Малый Койтас, в местечке Караозек и близ пикета Каражал [9]. К одной из последних работ по данному направлению можно отнести работу А.А. Ткачева. Который период ранней бронзы исследуемого региона определяет следующими хронологическими рамками – концом III тыс. до н.э. – XVIII в. до н.э., включая в него такие памятники, как могильники Канай и Усть-Буконь [10].
Несмотря на выше изложенное, следует отметить, что до настоящего времени еще не создана общая периодизация памятников эпохи бронзы Казахстана в целом, так и регионов страны в частности. Материалы, получаемые при раскопках новых памятников, с каждым разом меняют, взгляды исследователей на хронологические рамки бронзового века. Поэтому вопрос периодизации памятников эпохи бронзы и по настоящий момент остается актуальным.
В данный период касаемо исследуемой темы были открыты новые археологические культурные горизонты. Самым важным можно считать обнаружения памятников кулажоргинского этапа. Исследования памятников кулажоргинского культуры начаты в 1948 году Восточно-Казахстанской экспедицией под руководством С.С. Черникова. Экспедиция имела задачей как было выше упамянуто, исследование памятников эпохи бронзы и ранних кочевников по материалам курганных могильников. В результате археологических исследований выяснилось, что в IV – III вв. до н.э. в среде ранних кочевников Восточно-Казахстанской области происходят крупные изменения. В частности, в Калба-Нарымских предгорьях появляются состоящие из однотипных курганов могильники. Раскопками были определены границы покрытия (верховья Иртыша) и характерный для этой культуры четко выраженный комплекс признаков. По месту первых раскопок она названа – Кулажоргинской [11].
Исследования данной культуры производились у села Кулажорга (I, II, III), у поселков Баты, Тускайын, Пчела, Кызыл ту, Славянка, Юпитер, Малокрасноярка, Усть-Буконь. Кратко охарактеризуем памятники данной культуры:
Курганы размером от 5 до 10 м и высотой до 0,6 м с насыпью из земли с небольшими камнями. Погребения в грунтовых ямах, в каменных ящиках из гранита и сланца, перекрытые такими же плитами. Усопшие лежат в вытянутом положении, головой на восток и запад. Большинство погребений одиночные и лишь некоторые коллективные. В некоторых курганах с погребениями в каменных ящиках, скелет лошади головой на восток или череп и кости ног на перекрытии. Сопроводительного инвентаря мало и особенно в более поздних погребениях. Среди них чаще всего встречаются ручной лепки глиняные сосуды кувшинообразной формы и железные орудия.
Исследованные С.С. Черниковым памятники Кулажоргинской культуры были подразделены на ранние и поздние [12]. Так, Кулажоргинский могильник датирован IV-III вв. до н.э., памятники могильника Баты II-I вв. до н.э. Эти могильники имеют ряд сходств в материалах:
Но есть и целый ряд отличий, а именно: если в Кулажорге встречаются бронзовые предметы, то в Баты бронза отсутствует, хвостовые части барана в Кулажорге встречаются лишь в одном случае, а в Баты почти во всех захоронениях. Усопшие в Баты ориентированы головой на запад и северо-запад, а в более ранних памятниках на восток.
По предварительным данным 1948 года [11], материальная культура могильника Кулажорга охарактеризована как сакская, а могильник Баты имеет сходство (по керамике) с культурой усуней Северной Киргизии.
В вопросе, об этнической принадлежности памятников, были привлечены письменные источники, что дало информацию для отождествления с конкретным племенем (угэ) известным по походам хуннского шаньюя Чжи-чжи в I в.н.э. [12].
Таким образом, весь массив накопленных данных позволил исследователю датировать культуру в рамках III в. до н.э. – I в.н.э., при этом верхняя хронологическая граница установлена условна.
В 1960-1970 годы археологические исследования в Восточно-Казахстанской области были возобновлены экспедицией Усть-Каменогорского педагогического института под руководством Ф.Х. Арслановой. В этот отрезок времени, экспедицией изучены разновременные памятники, с целью наметить преемственность археологических культур и составить относительную хронологическую классификацию.
Для решения поставленных задач археологические раскопки производились в трех северных районах области – Предгорненском, Шемонаихинском и Таврическом. Особо нужно отметить раскопки на могильнике у с. Зевакино Шемонаихинского района, так как, здесь на протяжении нескольких лет были выявлены памятники, непосредственно имеющие отношение к кулажоргинским. В результате, анализа всех категорий добытых материалов, подтвердилось близость общности погребального обряда и инвентаря с памятниками кулажоргинского типа [13]. Все эти факты позволили расширить границы распространения культуры.
В памятниках кулажоргинской культуры в III в.до н.э.-I в.н.э. отмечаются некоторые изменения, которые проистекали на обширных пространствах Евразийских степей. Судя по материалам, на первом этапе развития культуры, контакты населения Восточного Казахстана с Алтаем были очень тесными. Памятники второго периода, находят наибольшую близость с усуньскими погребениями и некоторые предметы с изделиями тесинского этапа тагаро-таштыкского переходного времени.
Исследователи, исходя из анализа изученных комплексов кулажоргинской культуры, этнокультурные изменения на завершающем этапе эпохи ранних кочевников связывают с хуннским влиянием. Скорее всего, влияние со стороны хунну было опосредованным, так как, фактов обнаружения этнических погребений хунну нет. В материалах памятников Алтая прослеживаются следы влияния хуннской культуры [14]. В первую очередь, оно сказалось в распространении железа - явной тенденции к уменьшению размеров бронзовых изделий, и как следствие в появлении некоторых новых форм вещевого инвентаря.
Такие же, сходные по существу изменения, происходят и в памятниках кулажоргинской культуры. Найденные в ранних комплексах булан-кобинской культуры Алтая, материалы раннего этапа кулажоргинской культуры, по мнению некоторых исследователей, появились в результате миграций его носителей под давлением хуннских племен [15]. В погребениях поздней группы (II в. до н.э. – І в.н.э.), найдены короткий кинжал с прямым перекрестием, кольчатые и петельчатые ножи аналогичные тесинским [9] .
Таким образом, описанные сходные изменения на общирных территориях, и в частности, в Восточном Казахстане, свидетельствуют об общем уровне развитии племен в гунно-сарматскую эпоху. Для окончательного решения всех проблем, хронологии и этнической атрибуций памятников и выяснения социально-политической обстановки в регионе, в гунно-сарматскую эпоху, необходимо расширить источниковедческую базу.
После окончания работ Восточно-Казахстанской археологической экспедиции под началом С.Черникова, исследования были продолжены другими учеными памятников раздичного хронологического горизонта. Например, в 1980-1983 гг. в Уланском районе ВКО А.С. Ермолаевой были исследованы могильники Темир-Канка и Измайловка [16], в 1990 г. экспедицией Восточно-Казахстанского областного музея на территории Курчумского района были выявлены разновременные могильники [3].
Впоследствии даные могильники были изучены А.А. Ковалевым и получили обозначения Айна-Булак I, VI, Копа, Булгартаботы. В эти годы экспедицией КазГУ имени аль-Фараби под руководством А.М. Оразбаева и А.Т. Толеубаева исследовался памятник бронзового периода Сабындыколь расположенный на территории Жарминского района ВКО. Авторами были сделаны замечания по погребальному обряду, украшению и керамике древнего населения данного региона [17].
2003 г. отечественные ученые совместно с немецкими исследователями проводят разведочные работы по выялению древнего горного дела и металлургии на территории Восточного Казахстана. В результате рекогносцировочных работ на северо-западе Калбинского хребта были открыты группы древних оловянных рудников, которые более расширили данную тему и требуют дальнейшего исследования [18].
В 2006 г. сотрудниками Восточно-Казахстанского областного музея Г.А. Кущ, Г.А. Суворовой, Г. Петеневой был подготовлен и издан «Свод археологических памятников ВКО». В данном собрании археологических памятников можно найти материалы касающиеся рассматриваемой темы [19].
Начиная с 2012 года исследуемой нами территории проводятся археологические изыскания КазНУ имени аль-Фараби руководимая Г.К. Омаровым. До сегодняшнего дня данной экспедицией открыты и запаспартизированы огромное колическтво археологических памятников на территории Курчумского района ВКО. Которые нашли отражения в нескольких научных изданиях, в которых детально описаны расположения памятников и археологические раскопки проводимые экспедицией [20].
Подводя итоги по вышесказанному, можно подитожить, что на начальном этапе накопления материала происходит формирование библиографической и источниковедческой базы. Также на основе случайных артефактов и личных коллекции были сделаны предварительные суждения по культуре, искусстве и мировоззрению древнего населения Калба-Нарымских предгории. Как выше было сказано основные научные изыскания в данное время проводились на территории Верхнего Прииртышья.
С накоплением научных знании, новых методов исследования и методологии происходит качественное изменение в изучении археологических памятников рассматриваемого региона. В данный период (начиная с 80-х г. ХХ в.) проводятся исследование отдельных могильников в разных районах, осуществляется поиск и выявления новых памятников в изучаемом регионе. Кроме того ставятся новые задачи по изучению и осмыслению археологических находок с Восточно-Казахстанской области.
Список литературы